ШОС теперь охватывает почти половину населения планеты

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Индия и Пакистан подписали меморандумы об обязательствах, и ожидается, что уже в следующем году на встрече стран-членов ШОС в Астане их официально примут в ряды организации, пишет республиканская общественно-политическая газета «Литер».

                                       Совместная борьба с вызовами современности

Авторитет ШОС за 15 лет значительно вырос, а влияние на региональные процессы усилилось. На заседании также присутствовали главы делегаций государств-наблюдателей - президенты Афганистана, Беларуси, Монголии, Пакистана, премьер-министр Индии, министр иностранных дел Ирана и в качестве гостя Узбекистана - туркменский лидер.

Важное политическое решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в состав ШОС было принято в Уфе. В Ташкенте подписали соответствующие меморандумы. Не только Индия и Пакистан собираются в ШОС; на очереди стоит Иран, причем в работе ШОС он участвует с 2005 года. Лидеры утвердили план реализации стратегии развития ШОС до 2020 года. В нем более 70 мероприятий в сфере политики, экономики и культуры. Но главное направление общей деятельности - обеспечение безопасности на пространстве ШОС.

Еще в 2010 году, на конференции, посвященной 10-летию Cтратегии-2030, Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «Доказали свою востребованность созданные по инициативе Казахстана межгосударственные объединения. Деятельность региональных объединений СВМДА, ШОС, ОДКБ создала прочную основу для стабильности и взаимодействия в регионе. С государствами, соседями по всему периметру нашей границы, Казахстан имеет дружественные отношения. Вместе с тем начало XXI века не принесло миру больше стабильности и безопасности. Напротив, стало очевидным, что борьба с такими угрозами, как международный терроризм, экстремизм, наркоторговля, незаконный оборот оружия и ядерных материалов, будет затяжной. Поэ­тому в предстоящие годы мы будем укреплять нашу систему национальной безопасности, интегрировать ее с глобальными и региональными системами, внедрять современные технологии в систему обеспечения безопасности. Казахстан останется активным участником международной деятельности, направленной на борьбу с новыми угрозами и вызовами. Мы также намерены укреплять свою роль как гаранта стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе». Адаптированная концепция внешней политики Казахстана, изложенная на заседании Совета безопасности в марте 2001 года, утверждала следую­щую стратегическую линию - развитие интеграционных процессов в первую очередь в рамках ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЦАЭС.

В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Президент также продолжает данный вектор, выделяя, что одним из основных направлений внешней политики РК является интеграция в рамках СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. Кроме того, Президент предлагает выйти «на создание Евразийского экономического союза, сделать его выгодным для вступления других наших соседей». Таким образом, в ежегодных Посланиях Президента народу страны ясно говорится, что приоритетным направлением в концепции внешней политики Республики Казахстан является приверженность политике интеграции в регионе. На саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне 1 апреля 2016 года Назарбаев заявил о необходимости провести совместную конференцию ЕС и ЕАЭС с целью выработки между ними и ШОС принципов свободной торговли.

                                                                     Этапы интеграции

Проведем краткий обзор деятельности основных интеграционных структур, созданных по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева в регионе. Так, одним из логических шагов по развитию интеграционных процессов в Центральной Азии стала идея со стороны Казахстана в лице Президента Нурсултана Назарбаева о создании нового объединения из стран - участниц СНГ Евразийского экономического союза (ЕАЭС), впервые озвученная им 29 марта 1994 года на лекции перед преподавателями и студентами МГУ. «Как вы помните, проект Евразийского союза не был адекватно воспринят. Но в то же время он не был и категорически отвергнут. Я по-прежнему остаюсь сторонником интеграции постсоветского пространства. Мною двигали два соображения. Первое - обобщить в единое целое наиболее реалистические предложения по дальнейшему развитию интеграции постсоветского пространства. Второе - прервать уже неприлично затянувшуюся паузу в деятельности институтов СНГ. Проект был включен в повестку дня октябрьского саммита 1994 года глав государств СНГ. Если смотреть на вещи непредвзято, нельзя не отметить, что предложенный  нами евразийский проект значительно ускорил все эти процессы».

В ходе пленарного заседания Петербургского экономического форума в июне 2016 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею сопряжения Европейского и Евразийского союзов, что позволит создать условия для экономического рывка «Большой Евразии».

Выступая 3 марта этого года перед главами аккредитованных в Казахстане дипломатических миссий, Президент проинформировал их о своем предложении создать Объединенное евразийское экономическое пространство. В качестве главных приоритетов внешней политики республики Назарбаев выделил использование интеграционного потенциала ЕАЭС и участие в китайском проекте «Экономический пояс Шелкового пути».

Евразийский экономический союз и Китай начинают переговоры о соглашении по торгово-экономическому сотрудничеству. Совместное заявление о переходе к переговорам подписали в Пекине министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина и министр коммерции Китая Гао Хучэн.

Стороны договорились о подготовке соглашения еще в мае 2015 года, после этого вырабатывали и согласовывали повестку переговоров. Ее детали не разглашаются.

«Мы завершили фазу подготовки к переговорам, делегации ЕАЭС и Китая получили необходимый мандат и уже в ближайшие месяцы сядут за стол переговоров, - рассказала Вероника Никишина по итогам встречи. - В совместном заявлении отражена повестка будущих переговоров: стороны планируют комплексно развивать правила взаимной торговли в ряду ключевых сфер, включая техническое регулирование, таможенное регулирование, интеллектуальную собственность. Кроме того, мы намерены создавать новые многоуровневые институты сотрудничества, поддержки и развития торговли и кооперации».

Разделы будущего соглашения будут вырабатывать несколько рабочих групп, разделенных по регуляторному принципу, а также рабочая группа, специализирующаяся на вопросах отраслевого сотрудничества, продвижения кооперационных проектов. Вероника Никишина и Гао Хучэн договорились, что первые встречи экспертов переговорных делегаций пройдут уже в июле.

Говоря об интеграционных инициативах Президента РК Нурсултана Назарбае­ва в Центральной Азии, нельзя обойти тему формирования механизма коллективной безопасности в континентальном масштабе, что стало возможным благодаря реализации казахстанской инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обнародованной в 1992 году. Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии впервые была представлена Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Она была поддержана 16 азиатскими государствами. Суть ее заключается в создании всеобъемлющей и универсальной системы азиатской безопасности. Одним из пунктов условий членства в СВМДА является наличие части территории государства на Азиатском континенте. В настоящее время 20 стран состоят в  СВМДА, шесть государств и три организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЛАГ, имеют статус наблюдателя. Цели и деятельность СВМДА получили широкое признание мирового сообщества. А это подтверждает то, что актуальность и дальновидность интеграционных инициатив Президента РК Нурсултана Назарбаева очевидна.

                                                                      Меры доверия

В свою очередь первый саммит государств - участников СВМДА был проведен по инициативе Главы государства Н. А. Назарбаева в июне 2002 года в Алматы. Тогда впервые была предпринята попытка создания структуры глобальной безопасности на Азиатском континенте. Участники форума подписали итоговый документ саммита - Алматинский акт, а также приняли декларацию СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями, которая стала актуальным документом в свете борьбы против терроризма и отразила сложившуюся ситуацию в мире в этой области. Декларация выразила взгляд азиатских государств на проблему борьбы с терроризмом. Проведение первого саммита СВМДА в Алматы, а также принятие вышеуказанного документа способствовали укреплению позиций страны и повышению статуса республики на международной арене. Проведение в Казахстане первого саммита СВМДА внесло существенный вклад в дело укрепления мира на Азиатском континенте. По результатам прошедшего саммита в Алматы удалось добиться конкретных результатов, достигнув консенсуса по многим вопросам мира и безопасности в Азии. С момента проведения первого саммита СВМДА проделана значительная работа, подписан ряд документов, принят каталог мер доверия СВМДА, а также одобрены правила процедуры СВМДА.

Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии была стратегическим шагом для Казахстана как инициатора подобного форума. Из концепции она преобразовалась в заметный на международной арене и деятельный форум - площадку для диалога и поиска взаимоприемлемых мер по разрешению проблем и противоречий в регионе.

Участники прошедшего в апреле 2016 года в Пекине 5-го заседания Совета министров иностранных дел Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) отметили роль Казахстана в укреплении региональной безопасности.
«Созданное по инициативе Президента Казахстана Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии доказало свою полезность в качестве площадки для обсуждения коллективных подходов в решении  различных международных проблем. Считаем важным укреплять и наращивать практическую составляющую деятельности СВМДА в целях эффективной реализации мер доверия по всем направлениям сотрудничества», - сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

По его словам, принятые недавно планы действий в военно-политическом и экономическом измерениях, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков формируют добротную основу для укрепления совместных усилий.

Роль Казахстана в укреплении регио­нальной безопасности также была отмечена в выступлениях многих спикеров: представителей Китая, Таджикистана, ООН, а также других государств - членов и наблюдателей СВМДА.

«Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии зарекомендовало себя как эффективная площадка для обсуждения вопросов международной и региональной безопасности, развития взаимовыгодного экономического и социального сотрудничества посредством воплощения в жизнь совместных инициатив и проектов в рамках существующих мер доверия. СВМДА должно отвечать реалиям современного мира, его преобразование и выработка более действенных  механизмов взаимодействия должны способствовать дальнейшему укреплению доверия и повышению эффективности взаимовыгодного и равноправного сотрудничества», - сказал в своем выступлении заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов.

Главными целями и задачами создания СВМДА являются развитие сотрудничества в выработке многосторонних мер доверия, которые направлены на укрепление мира, безопасности и стабильности в Азии. В своей деятельности СВМДА придерживается принципов ООН (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное разрешение споров и др.), выступает против применения силы или угрозы ее применения путем формулирования и имплементации мер доверия по пяти основным измерениям: экономическому, экологическому, гуманитарному, борьбе с новыми вызовами и угрозами, военно-политическому.

За более чем 20 лет с момента основания СВМДА число его членов и зона влияния непрерывно расширяются. На данный момент 26 государств (Афганистан, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Индия, Ирак, Израиль, Иордания, Иран, Казахстан, Катар, Камбоджа, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Объединенные Арабские Эмираты, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан) являются членами СВМДА, 12 стран и международных организаций - наблюдателями (Беларусь, Индонезия, Шри-Ланка, Украина, США, Япония, Малайзия, Филиппины, ООН, ОБСЕ, ТюркПА, Лига арабских государств).

Сейчас читают
telegram