Село Масанчи: без прошлого нет настоящего

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Село Масанчи Жамбылской области, что в 60-ти километрах от райцентра Кордайского района, примечательно не только тем, что является неофициальной столицей дунган Казахстана, но также и тем, что молодежь отсюда не уезжает в город. А если и уезжает на учебу, то возвращается потом обратно, оставаясь на земле предков и продолжая дело своих родителей.

null
Это самый крупный населенный пункт в Кордайском районе, здесь проживает 18 тыс. жителей, из которых 94% составляют представители дунганской диаспоры. Рождаемость здесь зашкаливает, в разы, превышая областные показатели. Дефицит мест в детских садах и переполненные классы в школах специалисты объясняют стабильно высоким уровнем жизни сельчан. Примерно 80% сельчан трудоспособного возраста занимаются земледелием, что не удивительно, так как дунгане традиционно считаются мастерами по возделыванию сельхозкультур. Переселившись в XIX веке из Китая из-за преследований Циньской династии, дунгане принесли с собой свои традиции и обычаи, а также высокую культуру земледелия.  

В центре села Масанчи имеется светофор по причине интенсивного движения автотранспорта. Здесь хорошие заасфальтированные дороги и тротуары с бордюрами, как в городе. Для молодежи в селе имеется широкий выбор спортивных площадок и секций. Для представительниц прекрасного пола - торговый центр и вечерние посиделки с подружками и рукоделием. После трудового дня молодежь не слоняется по селу с пивом, а находит себе дело по душе.

null  

В селе Масанчи проживают представители десяти национальностей - дунгане, казахи, русские, украинцы, кабардино-балкары, кыргызы, узбеки, уйгуры, татары. Характерная деталь, на которую обращают внимание приезжие, - не в каждом дворе можно услышать лай собак. «Да они нам и не нужны, - говорят хозяева. - Спокойно у нас, разбойников и воришек нет». Здесь не принято употреблять спиртные напитки - это не позволяют каноны ислама, которых строго придерживаются сельчане.

И еще важный штрих - здесь с огромным уважением относятся к пожилым людям, окружая аксакалов любовью и почитанием. А в местном историко-этнографическом музее, богатым экспонатам которого мог бы позавидовать областной музей, бережно сохраняют историю родного края. Здесь организована постоянно действующая уникальная экспозиция старинных предметов, фотографий и документов.

Хранителем музейного фонда в селе Масанчи уже много лет является Муса Губарович Лочь, преподаватель истории в Масанчинской средней школе №12, где обучаются полторы тысячи учеников. Бесценную экспозицию сам Муса Губарович начал собирать с 15-ти лет, благо экспонатов было предостаточно. Во многих семьях односельчан сохранились предметы, принадлежавшие переселенцам. И практически при каждом новом строительстве дома или хозпостройки, при рытье котлованов масанчинцы обязательно натыкаются на какие-нибудь черепки, кувшины или зарытые монеты.

null  

Сейчас смотрителю Масанчинского музея 52 года, и более двадцати лет Муса Губарович учит масанчинских детей истории мира, истории Казахстана и дунганского народа. А заодно формирует экспозиции музея, встречает делегации, среди которых много иностранных гостей, и попутно работает в качестве гида. Даже жители Поднебесной приезжают в Масанчи изучать свою сохранившуюся здесь старинную культуру.

null  

«Муса Губарович - уважаемый человек нашего села, в этом человеке очень много духовности, он посвятил себя нашему народу, хранитель всех ценностей наших предков времен переселения и в наши дни, - говорит жительница села Масанчи Рабия Шамурова. - Не каждый может всё этого уберечь, но есть у нас такой человек, который от всей души это делает, вкладывает свой душевный труд. Он знает много информации о нашем народе - приглашает на чашечку чаю многих старых людей на беседу, на разговоры о прожитых трудных днях наших предков. Я сама не раз присутствовала на беседе с людьми, которые говорили об истории и традициях дунганского народа».

«Благодаря Мусе Губаровиче наш музей из года в год пополняется новыми экспонатами, - считает житель Масанчи Леджер Двумаров, - благодаря ему музей держится до сих пор. Он  иногда где-то находит спонсоров, но в основном на собственные средства выкупает многие экспонаты для музея. Дунганский народ говорит спасибо Мусе Губаровичу за то, что хранит и бережет эти ценные экспонаты для всех нас и будущего поколения нашего маленького народа».

По мнению односельчанки Зухры Шэнь Си, уже давно пришло время расширить площадь музея. «Сколько экспонатов лежит просто в коробках и комодах! - говорит она. - Места в экспозиции нет, помещение маленькое. Было бы здорово, если бы нашлись спонсоры для расширения музея, ведь столько добра пропадает и пылится».

 

***

 

Об истории переселения дунган, о жизни их на территории Казахстана, о великих личностях, прославивших этот народ, Муса Лочь может рассказывать бесконечно.

null  

«...История говорит о том, что дунгане, восстание которых было жестоко подавлено в Китае, спасаясь от циньских карателей, перешли зимой, через заснеженные горы Тянь-Шаня, на территорию нынешнего Казахстана и Кыргызстана тремя группами, - рассказывает корреспонденту МИА «Казинформ» Муса Губарович, сопровождая по залам музея. - В ноябре - декабре 1877 года в пределы современного Кыргызстана пришла первая группа - шэньсийская, перезимовала в Киргизии и весной попросилась в эту дальнюю от всех трасс местность, где теперь село Масанчи. Там, в Кыргызстане, по оживленной торговой дороге, за предводителем дунганского восстания Биянху шли карательные отряды, чтобы его убить. А здесь было спокойно. Тогда этим регионом руководил Ногайбай-бий. С ним и состоялась встреча дунганских переселенцев, прошли переговоры - и эта земля была определена дунганам.  По сути, село Масанчи - это первое поселение дунган на казахской земле. К осени 1878 года здесь уже были первые мазанки...».  

Основная масса дунган, по словам собеседника, обосновалась в кордайских сёлах Масанчи, Сортобе, Булар батыр, Рисполе, Аухатты, Карасу. Сейчас это называется «колхозная зона», расположена она к востоку от с. Кордай. На 140 тыс. населения Кордайского района около 39% составляют дунгане.

«На своем веку село Масанчи пережило несколько переименований. В 1878 году наше село получило название Каракунуз, - говорит Муса Губарович. - По одной версии, так назвали село, потому что здесь было много огромных черных жуков. По другой версии, окрестные жители так прозвали дунган, которые, как жуки, с утра до ночи возились с землей, возделывая ее. В 1903 году, в год 25-летия переселения дунган, жители обратились с прошением к царю Николаю II, назвать село именем российского императора. Такое разрешение было дано - и село стало называться Николаевка. После Октябрьской революции, в 1918 году, вернулись к прежнему названию Каракунуз. И только в 1965 году село получило название Масанчи - по имени героя дунганского народа Магазы Масанчи, участника революционного движения, гражданской войны и борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане».

По словам собеседника, дунгане кордайских сел сохранили свою уникальную культуру, в отличие от своих китайских родственников. Они говорят на шенсийском диалекте китайского языка.

null null null  

«В числе экспонатов музея уникальные украшения, фарфоровая посуда, утварь из латуни и бронзы для жертвоприношений, которая использовалась еще 560 лет назад в буддийских храмах, сельскохозяйственные орудия дунганской народности. Здесь демонстрируются древние музыкальные инструменты (цимбалы, китайская скрипка «эрху»), а также традиционная одежда времен династии Цин. У нас есть даже личные палочки легендарного героя дунганского народа, предводителя Би-ян-ху. Это очень редкие вещи», - рассказал Муса Лочь.

Интересна экспозиция костюмов дунган, особенно свадебных нарядов - у дунган свадьба является главным событием жизни и в ее подготовку и проведение вкладывается много финансовых средств и душевных сил. «До сих пор на дунганских свадьбах жених и невеста одеваются в древние национальные костюмы. Невеста обязательно должна быть похожа на мифическую птицу Феникс, потому что она считается символом женского начала, а жених должен напоминать дракона, который является символом мужского начала. Затем, как видите далее на стенде, костюмы замужней женщины и более старшего возраста теряют красочность», - говорит хранитель музея.

null  

«В Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества за 1909 год рассказывается, что, находясь ранее в китайском подданстве, дунгане были весьма недовольны как китайцами, так и правительством Поднебесной империи. Вследствие этого в течение многих лет в Китае происходили частые дунганские восстания, сопровождавшиеся обоюдною страшною резнею китайцев с дунганами и другими ужасами. Недовольство китайцами побудило часть дунган уйти из Китая на территорию нынешних Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а тогда это были пределы Азиатской России, и принять российское подданство. Пришельцы-дунгане осели в уездах Пишпекском, Пржевальском, Верненском, Аулиэ-атинском и Ошском.

Что касается причин, вследствие которых между китайцами и дунганами установились враждебные отношения, то здесь нет однозначного мнения историков. По этому вопросу в 1874 году царское правительство даже  командировало специально в Китай экспедицию. Есть версия, что поводом к восстанию дунган против китайцев послужили издевательства и насмешки, которые китайцы допускали над религиозными обрядами дунган.

Из заметок Русского географического общества за 1909 год можно много узнать о жизни дунган того времени, осевших в селении Каракунуз Пишпекского уезда Семиреченской области (ныне село Масанчи Кордайского района Жамбылской области). Жители этого села, как выходцы из провинции Шаньси, несколько отличаются от других дунган-переселенцев. Свое селение Каракунуз сами дунгане называли «Ха-ла-гунь-гунь-цзы», что в переводе означает «лагерь, лагерная площадь». Такое название Каракунузу дунгане дали потому, что он действительно в первое время оседлости их напоминал собою лагерное стойбище. Селение Каракунуз расположено у подножья гор, подле небольшой горной речки, вода из которой летом использовалась для полива. В Каракунузе начала XX века насчитывалось около тысячи домов и более четырех тысяч жителей. Дома свои каракунузские дунгане строили на китайский образец, хотя были дома и русского типа. Оконные переплеты в дунганских домах делаются, как и у китайцев, решетчатые; вместо стекол оклеиваются промасленной бумагой; но в домах некоторых дунган имеются русские рамы со стеклами. При каждом доме есть огород и садик с плодовыми деревьями.

В селе было несколько молитвенных домов, при каждом из которых был частный мулла. Официальных мечетей и назначенных мулл в Каракунузе не было. Отправляя службу, мулла в то же время обучал дунганских детей религиозным основам ислама в школе, находившейся почти при каждом молитвенном доме.

null null  

Одевались дунгане своеобразно, говорится в «Записках». Как мужчины, так и женщины на ногах носили китайские туфли, которые по-дунгански называются «хай». Женщины, как и мужчины, носили штаны, исключительно красного цвета, надевали также короткие и длинные платья китайского покроя. Одежда дунган очень похожа на китайскую. Дунганские девицы волосы свои заплетали в косы, они искусно играли на миниатюрном музыкальном инструменте, называемом по-дунгански «ку-чэн-цза». Женщины же, как и китаянки, из волос делали красивые и пышные прически. Девушки и молодые женщины обильно украшали свои головы разнообразными яркими живыми и искусственными цветами, серебряными особого устройства гребенками и искусственными бабочками, к которым прикрепляются маленькие серебряные бубенчики (шеркунчики). Такие прически, каждая из которых произведение искусства, и сегодня можно увидеть на дунганских свадьбах, обычно так украшают голову невесты. Вообще девушки и женщины дунганского народа любят наряжаться в одежды из ярких цветов, самые употребительные цвета - красный, желтый и зеленый.

Хорошие урожаи риса и хлеба сопровождались обилием дунганских свадеб. В Каракунузе женщин было значительно меньше мужчин, поэтому дунганские невесты ценились недешево. В 1897 году калым за дунганскую невесту колебался между 240 - 400 рублями, по тем временам это огромные деньги.

null  

Каракунузские дунгане сто лет назад занимались главным образом земледелием. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, горох, чечевицу, лен, сурепку, просо и «гао-лян» (сорго), из верхушек стеблей которого делают так называемые китайские веники. Сеяли также огородные овощи и разную зелень - арбузы, дыни, огурцы, тыквы, картофель, редиску, свеклу, капусту, перец стручковый, баклажаны, лук, чеснок. Но главною отраслью сельского хозяйства у дунган была культура риса, который, однако, сеяли лишь зажиточные дунгане, потому что посев его - дело нелегкое, требующее больших хлопот и значительных денежных затрат.

Всё население каракунузских дунган тогда было разделено на две враждующие партии: «якши» и «яман», вражда которых продолжалась много лет и в первое время была настолько сильна, что дунгане каждой партии, не желая встречаться друг с другом, ездили из Каракунуза в Токмак по разным дорогам. Родственники, состоя в разных партиях, не разговаривали между собой и из одного котла не ели пищи, несмотря на то, что жили под одной кровлей. Слова «якши» и «яман», которыми дунгане назвали свои партии, - слова тюркские, в переводе на русский язык означают «хороший» и «плохой». Партии якшей и яманцев образовались при следующих обстоятельствах. На предводителя дунган Би-ян-ху, или, как еще называли его дунгане, Худа-жэнь (вельможа Ху), была подана дунганами жалоба, для расследования которой в Каракунуз приехал начальник уезда. Когда начальник производил по жалобе дознание, то собравшиеся большой толпой дунгане разделились на две партии, одна из которых, обвиняя Би-ян-ху, кричала: «Да жэнь яман» - «вельможа плохой», а другая, напротив, защищая его, кричала: «Да жэнь якши» - «вельможа хороший».

Из своей педагогической практики могу сказать, что история дунганского народа, неразрывно связанная вот уже почти полтора века с историей Казахстана, вызывает огромный интерес наших школьников. На примере выдающихся личностей, героев и простых тружеников, мы воспитываем патриотов своей Родины и своего народа», - говорит Муса Губарович Лочь.

 

***

null null 

В Центральной Азии ныне проживает около 130 тыс. дунган, большинство из которых компактно размещено в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. На территории Казахстана в наши дни живут около 50-60 тыс. дунган, предки большинства которых были выходцами из китайских провинций Шэньси и Ганьсу.

В Жамбылской области сегодня проживает большая часть представителей дунганской диаспоры - более 30 тысяч. Современные дунгане - активные участники общественной жизни страны. Дунганские этнообъединения являются одними из самых активных и деятельных в Ассамблее народа Казахстана региона.

Дунгане особенно ценят развитие культуры и образования. В селе Масанчи действуют 4 школы, где учатся более трех тысяч детей. В двух школах обучение идет на казахском языке, в двух других - помимо казахского, преподают русский и дунганский языки. Каждый год Ассоциация дунган Казахстана направляет 60-70 молодых людей на учебу в вузы Китая. Для лучших учащихся дунганских школ учреждены ежегодные гранты президента Ассоциации дунган Казахстана.

За десятилетия проживания на территории Казахстана казахстанские дунгане, обретя здесь вторую родину, восприняли традиции казахские и русские, сохранили свои традиции.

Сейчас читают