Развитие местного самоуправления приближает нас к стандартам ОЭСР – мажилисмен Утемисов

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В ноябре 2012 года Президент РК Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию развития местного самоуправления до 2020 года. О том, как реализуется Концепция, в беседе с корреспондентом «Казинформа» рассказал депутат Мажилиса Парламента РК Шавкат Утемисов.

- Шавкат Анесович, на рассмотрении Парламента находится проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития местного самоуправления», предусматривающий внедрение бюджета и коммунального имущества органов местного самоуправления. Насколько это актуально в настоящее время?

- Данный законопроект разработан в реализацию 98 шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ». Этот шаг предусматривает внедрение самостоятельного бюджета на уровне органов местного самоуправления. Вообще, все это делается в развитие Концепции местного самоуправления, которая была принята в 2012 году. Она предусматривает два этапа: 2012-2014 годы - это когда мы вносили изменения в действующий закон о местном самоуправлении и расширяли права органов местного самоуправления, таких как сход, собрание местного сообщества. Там были также прописаны нормы о выборности акимов сельских округов. Они избираются маслихатами районов. В 2015 году также были внесены поправки в действующий закон, предусматривающие финансовые источники деятельности органов местного самоуправления. Им были переданы 4 вида налогов - земельный налог и налог на транспорт с физических лиц, имущественный налог и индивидуальный подоходный налог. Затем, в 2016 году еще два вида налогов - налога на транспорт и земельный налог с юридических лиц. Кроме того, источниками доходов на органов местного самоуправления на уровне города районного значения, поселка, села и селького округа будут: плата за размещение рекламы в полосе отвода автодорог, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов; доходы от имущественного найма государственного имущества; добровольные сборы физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, 

Конечно, все это очень актуально. Ведь мы говорим, что вопросы местного значения должны решаться самим местным сообществом. А для этого они должны иметь свои финансовые средства. Законропроект, который сейчас рассматривается, как раз, предусматривает, чтобы, начиная с 2018 года, в населенных пунктах с численностью жителей свыше 2 тысяч человек уже были свои бюджеты. С 2020 года свои бюджеты будут у органов местного самоуправления всех населенных пунктов. Пока речь идет о том, что поступления формируются на контрольных счетахналичности органов местного самоуправления. А с 2018 года будет работать четвертый уровень бюджета - после республиканского, областного и районного уровней.

-О каких доходах можно сейчас говорить, имея в виду предусмотренные законопроектом источники доходов органов местного самоуправления?

- Сегодня акиматы сельских округов и другие, этого уровня, получают субвенции из районных бюджетов по 19 бюджетным программам и за счет этих средств, по мере возможности, решает вопросы, которые важны для населения конкретного сельского округа. Есть также целевые трансферты - на ремонт зданий, строительство водопроводов и друшие. А теперь, когда у акимата сельского округа будет свой бюджет, он создает основу для повышения гражданской активности населения данной административной единицы.

- По предварительным расчетам, в течение года на уровне органов местного самоуправления будет собрано 26-30 миллиардов тенге из указанных источников. Это уже деньги, которыми будет распоржаться люди, которые живут на территории данного округа. Например, на 1 августа текущего года на контрольные счета наличности уже поступило 7,3 миллиарда. Здесь надо учесть, что основные суммы налогов выплачиваются к концу года, поэтому, думаю, прогнозная сумма наберется.

- Будет ли эта сумма достаточной для решения тех вопросов, которые предусмотрены по 19 бюджетным программам для органов местного самоуправления?

- Нет, сейчас по этим программам из районных бюджетов направляются субвенции общим объемом около 92 миллиардов тенге. То есть, большая часть расходов органов местного самоуправления пока будет покрываться за счет районных бюджетов.

Но, надо учесть, что со временем, как ожидается, население на местах будет активнее участвовать в решении всех вопросов, а это приведет к увеличению доходной части бюджетов органов местного самоуправления. Мы рассчитываем, что произойдет рост деловой активности, расширится налогооблагаемая база. Люди будут знать, что деньги, собранные в их округе, останутся в их распоряжении и можно будет не просить у районного акима, а самим решать такие вопросы, как, например, благоустройство сел, ремонт дорог, строительство мостов, санитарная очистка территории, водоснабжение. Жители будут сами контролировать, как используются собранные доходы.

Ранее уже было прописано в законодательстве, что собрание местного сообщества будет иметь право обсуждать программы развития территорий, проекты бюджета, доходную и расходную часть, которые затем будут утверждаться маслихатом района. Также будут создаваться комиссии при органах местного самоуправления, которые будут раз в полгода проводить мониторинг использования выделенных средств. Хочу также напомнить, что собрание местного сообщества также имеет право обсуждать кандидатуру акима сельского округа, прежде, чем аким района внесет эту кандидатуру на рассмотрение маслихата. Собрание также может инициировать освобождение акима сельского округа от должности. Мы надеемся, что ранее внесенные и нынешние поправки в законодательство помогут поднять уровень развития местного самоуправления.

- Учитывается ли, при рассмотрении законопроекта, то обстоятельство, что сельские населенные пункты находятся в неравном положении в плане наличия источников доходов для бюджетов органов местного самоуправления?

- Да, учитывается. Но, как я уже говорил, внедрение бюджетов органов местного самоуправления тоже будет вестись поэтапно. Сейчас начнется первый этап, когда нужно набрать опыт, увидеть, как будут работать все механизмы, предусмотренные законопроектом.

Конечно, села у нас разные. Например, на одной и той же территории страны есть округа, где население составляет менее 2 тысяч человек - например, на западе, а на юге страны есть округа, где живут более 200 тысяч. Источники доходов также зависят от развития предпринимательства в данном населенном пункте, от расположения села. Но, я уже отмечал - все это делается для того, чтобы стимулировать развитие предпринимательства, стимулировать активность жителей. Чтобы у них была активная гражданская позиция и они стремились участвовать в решении всех важных для них вопросов.

Кроме того, для того, чтобы у нас развивалось село, нужно решить ряд проблем, в том числе, касающиеся внутренней миграции, личных подсобных хозяйств, использования пастбищ. Все это позволит расширять налогооблагаемую базу, увеличить поступления в бюджеты органов местного самоуправления.

- Есть ли у мажилисменов важные, концептуальные предложения по данному законопроекту?

- Да, такие предложения есть. В частности, они касаются кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Ведь для того, чтобы эти органы правильно и эффективно распоряжались средствами, которые у них появятся после внедрения бюджетов, нужны грамотные специалисты. А квалифицированных специалистов уже сейчас не хватает во многих акиматах на местах. Нужны бухгалтера и, чтобы решить эту проблему, возможно, придется включить эту специальность в программу «С дипломом - в село», как это уже делали в отношении ветеринарных врачей и других специалистов для села.

- Еще один момент - согласно ранее принятым поправком, чтобы собрание местного сообщества было правомочным, нужно чтобы в нем приняло участие не менее 10 процентов жителей. Например, в городах, по линии КСК, это бывает проблемой - население не идет на собране. Такая же проблема может возникнуть на селе. Конечно, нужна разъяснительная работа, информирование, чтобы повысить гражданскую ответтсвенность. Нужно, чтобы участвовало значительно больше 10 процентов, тогда будет обеспечен действенный контроль за расходованием средств. Поэтому, нужно проработать все эти вопросы.

Вообще, мы на 27 октября готовим расширенное заседание рабочей группы по этому законопроекту - с участием представителей политических партий, общественных организаций, СМИ. На это заседание мы вынесем самое важное- не юридическую технику и редакционные поправки, а еще не решенные вопросы, требующие более широкого обсуждения. Там и будут представлены все концептуальные предложения депутатов.

- Приближает ли нас проводящаяся работа по развитию местного самоуправления к стандартам ОЭСР?

- Безусловно, внедрение местных бюджетов, как и ранее принятые новшества - это часть процесса демократизации нашего общества. И это значительно приблизит нас к цели, поставленной Главой государства - войти в число 30 наиболее развитых государств мира. Сейчас самое важное - чтобы принимаемые нами законы эффективно работали.

- Спасибо за беседу  

Сейчас читают