Развитие казахстанского сегмента сети Интернет идет стремительными темпами - Адильбек Сарсенов, председатель правления Нацхолдинга «Зерде»

None
None
АСТАНА. 5 февраля. КАЗИНФОРМ /Расул Бахамов/ - Сегодня одним из секторов экономики будущего Казахстана, стремящегося войти в число передовых государств, являются инфокоммуникации. О дальнейшем развитии информационно-коммуникационной сферы и казахстанского сегмента сети Интернет, корреспондент Казинформа беседует с председателем правления АО «Национальный

инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Адильбеком Сарсеновым.

- Адильбек Газизович, как идет развитие контентной составляющей казахстанского сегмента сети Интернет?

- В настоящее время полным ходом идет работа по широкому проникновению Интернета в жизнь каждого гражданина нашей страны. Сегодня каждый третий казахстанец пользуется Интернетом, стремительно развивается контентное содержание Казнета. Данная тенденция особенно усилилась с 2008 года, когда усилиями Агентства РК по информатизации и связи трафик информации, передаваемой внутри казахстанского сегмента Интернет, перестал тарифицироваться провайдерами и увеличилась скорость доступа к сайтам.

Таким образом, в свете дальнейшего развития контентной составляющей актуальной на данный момент остается задача по предоставлению недорогого и надежного хостинга для владельцев сайтов (хостинг - это услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в специально оборудованном помещении, так называемом дата-центре - прим. автора).

Несмотря на усилия крупных казахстанских телекоммуникационных компаний, спрос на надежный и безопасный хостинг на территории нашей страны остается неудовлетворенным. Вследствие чего большинство ресурсов по-прежнему размещены за рубежом. Получается, что денежные потоки, связанные с обслуживанием сайтов, уходят за рубеж, дорожает доступ к Интернету, и, что самое главное, создается определенная угроза информационной безопасности. И потому одна из основных задач государства на текущий момент - создать сеть крупных дата-центров самого высокого уровня безопасности и, в то же время, доступных по цене. Над решением данной задачи холдинг «Зерде», при содействии Агентства по информатизации и связи и Министерства индустрии и торговли, работает в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана.

В качестве других проблем, тормозящих развитие Казнета, можно отметить слабое развитие других инфраструктурных элементов, таких как удобные платежные системы, поисковой портал, ориентируемый на казахскоязычный контент, порталы для детей и подростков.

- Насколько сейчас можно расширить охват пользователей, благодаря снижению цены или улучшению качества Интернет-связи?

- Как уже говорилось, уровень проникновения Интернета достаточно высокий, и поэтому на данный момент актуальна задача по улучшению качества, то есть увеличению скорости доступа. Тарифы на безлимитный доступ к Интернету в западных странах сравнимы с нашими (30-40 долларов в месяц), однако за эту цену потребители получают скорость до 1 Мб и более в секунду. Поэтому развитие в этом направлении будет происходить не за счет снижения цен на доступ в Интернет, а на основе улучшения качества обслуживания.

Что касается статистики. У нас охват фиксированной телефонной связью сегодня - около 25 телефонов на 100 жителей. Это и есть максимальное число абонементов, которых теоретически можно обеспечить Интернетом по фиксированным линиям связи. В то же время, предоставление широкополосного доступа таким путем имеет серьезное ограничение по охвату и требует крупных инвестиций со стороны операторов, которые в конечном итоге отразятся на потребителе. Поэтому развитие беспроводного доступа к Интернет по технологиям 3G и 4G является наиболее перспективным способом существенного увеличения базы пользователей в Казахстане, вплоть до 100 %.

В прошлом году Правительство освободило частоты для мобильной связи 3G и, по поручению Премьер-министра РК Карима Масимова, будут организованы пилотные зоны в Астане и Алматы для демонстрации возможностей технологии 4G. С операторами, в частности, достигнута договоренность, чтобы казахстанская часть Интернета в формате 3G не тарифицировалась.

- Могут ли жители сельской местности рассчитывать на улучшение условий для пользования Интернетом?

- Развитие сетей в сельской местности является актуальным вопросом. Нужно вспомнить, что Президент страны поставил задачу в 2007 году довести до каждого населенного пункта телефонные линии, и теперь в каждом селе есть как минимум одна телефонная точка. В то же время, для снижения объема инвестиций в инфраструктуру, был выбран путь беспроводных телекоммуникаций. Но на данном этапе используемый частотный ресурс достиг своего предела, и для обеспечения сельчан широкополосным Интернетом требуется новый частотный ресурс, и по поручению Премьер-министра МВД освобождает для этого занимаемый им ресурс. Если этот вопрос решится до конца 2010 года, то в каждое село можно будет дать широкополосный доступ в Интернет.

- Расскажите о результатах работы холдинга в 2009 году и задачах на текущий год.

- В целом, 2009 год холдинг закончил с положительным результатом. Поставленные Правительством РК задачи полностью выполнены. Обороты холдинга увеличились на 30 %. Значительно улучшились показатели дочерних компаний - АО «Национальные информационные технологии» показало рекордную прибыль за все время существования компании, а АО «Казсатнет» впервые вышло на прибыль. В текущем году холдинг планирует увеличить прибыль, обеспечив рост в сравнении с 2009 г. на 27 %, а обороты - на 57 %.

В то же время холдинг планирует усилить работу с коммерческим сектором, в первую очередь, казахстанским - содействовать его развитию и укрупнению, выходу на международные рынки. Опыт многих стран, в частности, Малайзии и Сингапура, свидетельствует о том, что государственные ИТ-холдинги могут стать катализаторами и флагманами развития отрасли.

Другой мерой по обеспечению долгосрочной конкурентоспособности казахстанской отрасли инфокоммуникаций является содействие ИТ-образованию. Важным шагом для нас стало открытие в прошлом году Международного университета информационных технологий в Алматы. Университет создан по поручению Главы государства в апреле 2009 года в тесном сотрудничестве с iCarnegie Inc., представляющим американские программы ИT-университета Carnegie Mellon (США). Первый набор составил 401 студент при планируемом показателе в 300 человек. Занятия ведутся на английском языке, а экзамены сдаются в режиме он-лайн за рубежом. Помимо лучшей в мире методологии университет располагает ИТ-лабораториями, и уже после первого курса студенты смогут практиковаться в наших дочерних компаниях. В дальнейшем мы планируем увеличивать и количество студентов, и специальности, по которым будет вестись обучение. Ведь спрос на ИТ-кадры, несмотря на то, что их готовят более сотни вузов страны, остается достаточно высоким, дефицит составляет 2,5-3 тысячи человек ежегодно. Помимо развития университета планируется открытие не менее 3 колледжей для подготовки специалистов со средне-специальным образованием и специализированного института для переподготовки кадров.

- С принятием электронного правительства увеличилось ли число граждан, которые обращаются туда со своими запросами?

- Отмечу, что «Электронное правительство» Казахстана считается одним из самых успешных в СНГ. Но зачастую оно воспринимается лишь как возможность пообщаться в блоге с Премьер-Министром или акимом, а ведь инфокоммуникационные технологии открывают куда более широкие перспективы.

Много работы еще предстоит сделать, но уже сейчас функционируют инфраструктура и базовые информационные системы - веб-портал «е-правительства», национальные реестры, электронные государственные закупки, электронный документооборот, национальный удостоверяющий центр и другие. То есть информационный этап мы прошли, обеспечив доступ к более чем 1,5 тыс. услуг, и сейчас находимся на этапе интерактивном. В настоящее время 59 государственных услуг можно получить в электронном виде, и за прошедший год ими воспользовались более 45 тысяч пользователей. То, к чему другие страны шли лет пятнадцать, мы сделали за пять: заложили основы «е-правительства», основы идентификации, базовые компоненты для инфраструктуры. С этого года значительно облегчит жизнь казахстанцев введение ИИН - индивидуальный идентификационный номер и БИН - бизнес-идентификационный номер. Помимо получения различных справок теперь он-лайн можно производить оплату услуг и более чем 120 видов налогов. Уникально создание единой электронной цифровой подписи. На настоящий момент уже выдано порядка 90 тыс. ключей национального удостоверяющего центра, еще порядка 900 тыс. - выдано удостоверяющим центром Налогового комитета Министерства финансов. Сейчас мы объединяем эти две базы, то есть одним ключом можно будет и налоговую отчетность производить, и услуги оплачивать, и различные справки получать. Но и это не все. Мы хотим идти дальше. К примеру, взяли вы в портале «е-правительства» справку о недвижимости и должны отнести ее в банк. Но этот шаг можно вообще отменить. И сделать так, чтобы банк сам напрямую обратился на сайт и запросил все данные о вас.

Говоря еще о наших проектах, так сказать, полезных для общества, приведу в пример «электронный нотариат», инвестиционный проект самого холдинга, осуществляемый совместно с Министерством юстиции и Нотариальной палатой Казахстана. Он внедряется в Астане, обучено уже 76 нотариусов. Суть заключается в том, чтобы нотариус, который сейчас не имеет возможности проверить достоверность и подлинность всех предоставляемых документов, мог сверять их в режиме он-лайн по единой базе данных. Ведь бумажные документы можно подделать, а электронные нет. Это гарантирует прозрачность, эффективность процесса, а в конечном итоге направлено на борьбу с коррупцией. Приведу в пример и систему е-акимат, проект которой мы в пилотном режиме запустили в 2009 году в Павлодарской области. Это пять актуальных услуг, среди которых - в том числе постановка в очередь на место в детском саду. В текущем году проект будет реализован еще в четырех областях.

- Благодарю за интервью.

Справка: АО «Национальный холдинг «Зерде» создан в сентябре 2008 года в целях содействия развитию рынка инфокоммуникационных технологий и реализации прорывных проектов, формирования единых инфокоммуникационной среды, информационных ресурсов, систем и стандартов, стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в сфере инфокоммуникаций, повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности компаний, входящих в холдинг - АО «Национальные информационные технологии», АО НК «Казсатнет», ТОО «Центр электронной коммерции», АО «Казконтент», АО «Национальный процессинговый центр», АО «Международный университет информационных технологий».

Сейчас читают