Производство бензола и параксилола не отразится на экологии региона - первый заместитель гендиректора ТОО «Атырауский НПЗ» К.Уразбаев
Насколько производство ароматических углеводородов бензола и параксилола безопасно с экологической точки зрения? Не окажет ли оно дополнительного негативного воздействия на здоровье людей и природу региона, где сосредоточено большое количество нефтяных объектов? Об этом корреспондент Казинформа попросил рассказать первого заместителя генерального директора - главного инженера ТОО «Атырауский НПЗ» Кайрата Уразбаева.
- Кайрат Кулымович, насколько мне известно, китайская компания в Казахстане к строительству нефтехимического производства приступает впервые. Какие гарантии даёт компания «Синопек Инжиниинг», что комплекс по производству ароматики будут соответствовать экологическим требованиям наше страны?
- Контракт с этой компанией был подписан не случайно. Корпорация «Синопек», учредитель «Синопек Инжиниринг», занимает в мире 3 место по переработке нефти и 4-е - по производству нефтехимической продукции. Корпорация «Синопек» заняла 16 позицию в рейтинге «Fortune Global 500», имея доход 59 млрд. долларов в 2008 году, когда произвела 42 млн. тонн нефти и 8,3 млрд. куб. м природного газа, переработала 190 млн. тонн нефти и произвела 6,29 млн. тонн этилена. На текущий момент корпорация занимает 7 место в мировом ранге крупных компаний. Она развивает свой бизнес и хотела бы и дальше работать в Казахстане. Комплекс ароматики в Атырау, общей стоимостью 1 млрд. 40 млн. долл., не является крупным для Китая и станет для них как бы визитной карточкой. Проще говоря, китайцы будут стараться не потерять наш рынок.
- Но почему тогда строить комплекс они будут не по своим технологиям?
- А это ещё одно требование Казахстана, направленное на безопасность производства, при заключении контракта. Для производства ароматических углеводородов в Атырау выбран портфель технологий ParamaX® французской компании «Axens». Портфель ParamaX® включает набор технологий для производства параксилола и бензола из бензиновой фракции. Компании «Axens» и «Exxon Mobil Chemical» образовали альянс для предоставления технологий производства параксилола на новых комплексах по всему миру. Технология Morphylane® (блок извлечения бензола) компании «Uhde» также входит в этот портфель. С 2005 года компания «Axens» предоставила лицензии на комплексы ParamaX® общей производительностью по параксилолу и бензолу порядка 10 млн. тонн ежегодно, при этом гарантируя самую высокую в мире экологическую безопасность.
- И всё-таки некоторые опасения вызывает то, что завод, где будет создан комплекс по производству бензола и параксилола, находится недалеко от города. Может, стоило бы, пока строительство не начато, перенести его подальше от городской черты?
- Эти опасения беспочвенны. Исторически сложилось и экономически это оправдано, что большинство нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов расположены в крупных городах, с развитой транспортной системой и значительным собственным потреблением нефтепродуктов. Более того, в Европе аналогичные заводы в силу их географического месторасположения практически не имеют специальных санитарно-защитных зон между жилыми массивами. Высокая степень экологических требований достигается за счет современных и безопасных технологий производства параксилолов. Безопасность обеспечивается надежностью систем управления и защиты. В соседней России параксилол производится на двух крупных НПЗ, расположенных в черте города (Новоуфимский НПЗ и Омский НПЗ). Кстати, не стоит забывать и о том, что и сегодня мы, по сути, производим свыше 25 тысяч бензола в год и весь он уходит в виде выбросов в атмосферу. А после пуска комплекса этот продут станет сырьём для других производств.
- Кайрат Кулымович, поясните, откуда на заводе бензол, если его нет в перечне продукции, выпускаемой предприятием?
- Всё очень просто. По применяемой сегодня технологии бензол содержится в бензине и вместе с выхлопами уходит в воздух, которым мы дышим. Вырабатываем мы примерно 500 тысяч тонн бензина. Содержание бензола - 5 процентов. Вот и получается 25 тысяч тонн в год. Проект же позволяет выпускать экологически чистые бензины, а вредный для здоровья бензол будет выделяться и станет сырьём для нефтехимии. Задача - добиться в Казахстане объёма выпуска бензина, отвечающего требованиям Евро-4, это ещё один из аргументов при поиске средств на проект. Были приложены немалые усилия Главы государства и Правительства по привлечению инвестиций. Так что реализация проекта позволит не только не навредить окружающей среде, но и решить уже имеющиеся экологические проблемы. А ещё будут созданы дополнительные рабочие места и налажен выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
- Спасибо за интервью!