Омбудсмен РК обеспокоен правилами воздушной перевозки инвалидов

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Аскар Шакиров направил в адрес Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева обращение по актуальным вопросам обеспечения прав людей с инвалидностью, в котором представил свои предложения, передает пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

В обращении Омбудсмен отметил системную работу Правительства по созданию условий и расширению возможностей интеграции в общество этой группы наших сограждан, насчитывающих в настоящее время более 651 тыс. человек. Как известно, ряд вопросов по соблюдению норм Конвенции о правах инвалидов, созданию условий для их интеграции в общество был рассмотрен на очередном заседании Правительства 16 мая 2017 года, по итогам которого даны поручения соответствующим органам.

В то же время Омбудсмен обратил внимание на более широкий спектр проблем, требующих безотлагательных решений.

В частности, был затронут также вопрос доступа людей с особыми потребностями к пользованию услугами воздушного транспорта. В частности, в 2016 году авиакомпаниями «BEK AIR» и «SCAT» внесены изменения в внутренние правила, согласно которым людям с инвалидностью 1 группы, если они летят без сопровождающего, продажа билетов не производится.

Обе авиакомпании объясняют данный факт тем, что специальное автосредство для подъема/спуска с самолета (амбулифт), если он пристыкован не к рукаву, не подходит к низким самолетам и в этой связи авиакомпании не могут оказать услуги по сопровождению пассажиров до места в самолете. В то же время мировая практика показывает, что в таких случаях транспортировка пассажиров с инвалидностью по трапу производится на специальной межрядной коляске. Кроме того, службы специального сопровождения в аэропортах готовы оказывать данную услугу, как это практиковалось ранее.

В этой связи Омбудсмен обращает внимание на Правила организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан утвержденных приказом Министерства по инвестициям и развитию РК от 24.02.2015, в соответствии с которыми при перевозке людей, имеющих ограниченные возможности передвижения, после проведения процедур по линии регистрации представитель авиакомпании (аэропорта) должен сопровождать их к (от) воздушному судну и вместе с документами передать непосредственно экипажу.

Также часто поднимаемым людьми с инвалидностью вопросом является требование авиакомпаний перед полетом подписывать декларацию о взятии такими людьми на себя ответственности за ущерб здоровью или смерть, которые могут произойти во время полета, беря таким образом на себя право произвольно оценивать состояние их здоровья. 

Вместе с тем, законодательство закрепляет ответственность именно перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке, за исключением случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. В данной связи очевидно то, что ответственность перевозчика должна быть одинакова перед всеми пассажирами рейса, имея ввиду то, что они все имеют одинаковые права.

Также Омбудсмен разделил тревогу общественных организаций об объектах инфраструктуры, в частности, оборудованных пандусами с нарушением технических норм и требований. Большинство объектов общественной инфраструктуры недоступны для людей с нарушениями зрения или слуха, так как здания и подходы к ним не оборудованы звуковыми, тактильными обозначениями и дорожками, отсутствуют световые индикаторы.

Принимая во внимание то, что действующим законодательством предусмотрено привлечение уполномоченного органа социальной защиты населения к надзору и контролю в части обеспечения доступа объектов инфраструктуры для людей с инвалидностью, предложено закрепить обязательное участие данного органа в архитектурно-строительном контроле объектов строительства, а также наделение общественных объединений правом участия в данном процессе.

Также обращено внимание на трудности в пользовании лицами с особыми потребностями услугами общественного транспорта в связи с недоступностью остановок, отсутствием в них необходимой информации для людей с нарушениями слуха, зрения, а также специальной подготовки водителей данного вида транспорта.
В обращении Омбудсмен отмечает непредусмотренность соответствующих условий для людей с инвалидностью в пенитенциарных учреждениях.

Другим актуальным вопросом, затронутым в обращении, является реализация людьми с инвалидностью трудовых прав. Анализ складывающейся ситуации показывает, что серьезным сдерживающим фактором здесь является необеспечение работодателями специальных условий труда, необходимых для адаптации к рабочему месту этой категории лиц.

Кроме того, в обращении выражено беспокойство ситуацией на специализированных предприятиях общественных объединений слепых и глухих. Ежегодные мониторинговые посещения сотрудниками учреждения Уполномоченного по правам человека в РК таких предприятий свидетельствуют о наличии ряда проблем, требующих соответствующего решения. В частности, условия труда, устаревшее, неприспособленное оборудование, неудовлетворительные коммунальные и санитарно-гигиенические условия.

В целях повышения конкурентоспособности производимой людьми с инвалидностью продукции, поддержка таких людей и их предприятий могла бы осуществляться при реальном содействии негосударственного сектора, а также местных исполнительных органов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обращении Омбудсменом отмечена значимость развития инклюзивного бизнеса, открытия микрокредитных линий, разработки механизма по льготному кредитованию людей с инвалидностью. Как правило, банки, микрокредитные организации отказывают лицам с особыми потребностями в оформлении банковского займа, в том числе потребительского кредита,т.к. источником дохода является пособие по инвалидности.

Также Омбудсменом предложено функционирование бесплатной телефонной линии для консультирования людей с инвалидностью по вопросам, касающимся предоставления медицинских, социальных, трудовых услуг, оказания правовой помощи и другим вопросам, проведение системной и регулярной исследовательской практики о реальном положении людей с инвалидностью, что позволит максимально точно конструировать модели их эффективной интеграции в общество.

Сейчас читают