НЕЗАВИСИМОСТЬ. ХРОНИКА СОБЫТИЙ: Конституционная реформа – продвижение на пути демократического развития

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В 2007 году в Казахстане была проведена конституционная реформа в соответствии с казахстанским путем политического транзита, обозначенным Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». Конституционная реформа далеко продвинула Казахстан на пути демократического развития, она была проведена с учетом потребностей общества и казахстанских реалий.

16 мая 2007 года  Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат Парламента с докладом, озаглавленным «Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества».

Подведя итоги 15-летнего развития страны, президент представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Особенность казахстанского транзита - сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.

Основным новшеством конституционной реформы 2007 года было расширение полномочий Парламента. Полномочия Парламента были усилены в формировании Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счётного комитета и, в целом, в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета, в вопросах формирования Правительства.

Таким образом, главной целью реформы было продвижение движение к современной демократической форме власти, обеспечивающей наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», принятый 21 мая 2007 года, стал закономерным итогом широких и обстоятельных дискуссий в обществе, он ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации Казахстана.

В систему высших государственных органов были встроены основные элементов многопартийной системы, произошла интеграция государственной системы с партийными механизмами формирования значительной и решающей части законодательного органа, а именно Мажилиса Парламента РК.

Был осуществлен переход на более продвинутую и широко распространенную в зарубежных странах пропорциональную избирательную систему.

Кроме того, в рамках конституционной реформы 2007 года, в порядке противовеса усилению Парламента, осуществлено системное укрепление статуса и власти Президента, увеличено количество назначаемых Президентом парламентариев и конституционно закреплено формирование им Ассамблеи народа Казахстана, впервые получившей представительство в Парламенте.

В качестве противовеса усилению Парламента были укреплены полномочия Конституционного совета в отношении актов Парламента.

Сенат получил возможность выполнять функции Парламента в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий - это можно рассматривать,  как антикризисную норму. Кроме того, это определенная форма сдерживания в некоторых ситуациях в отношении Мажилиса. В связи с этим повысился статус и Сената.

В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию, 98 мест в палате предоставляются для депутатов, избранных от политических партий, и 9 для депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана.

Важный элемент конституционной реформы 2007 года - это снятие ограничений о двукратности сроков пребывания на посту Главы государства для первого Президента. Вопрос регулирования кратности сроков президентского правления не является однозначным критерием демократичности политической системы. Например, во Франции президент может баллотироваться   неограниченное количество раз. Подобная практика существует и в других демократических государствах. В целом, мировой опыт свидетельствует - вопрос продолжительности сроков президентского правления, а также кратности во многом связан с исторической ситуацией и спецификой времени, а также неким немаловажным фактором как роль личности в истории.  

Конституционная реформа отразила фундаментальную корректировку основ и положений, касающихся вопросов местного самоуправления.

Конституционная реформа отразила фундаментальную корректировку основ и положений, касающихся вопросов местного самоуправления. Была существенно упрощена процедура выражения маслихатом недоверия акиму. Для этого требуется простое большинство депутатов, которые принимают решение о вотуме недоверия акиму и постановке вопроса об его освобождении соответственно, перед Президентом Республики Казахстан, либо вышестоящим акимом. В этой связи резко повышена политическая роль маслихатов и их депутатов, которые по смыслу внесенных норм станут представлять действенное местное самоуправление благодаря большей подотчетности им исполнительных органов. Так было укреплено единство всей системы государственной власти - как исполнительной, так и представительной, законодательной. Теперь исполнительная вертикаль в меньшей степени противопоставлена представительным органам и обособлена от них.

В правовом государстве осуществление судебной власти происходит на основе конституционного права, которое реализуется, в том числе, через судебную деятельность, для чего суды должны обладать полнотой компетенции в оценке соответствия праву властных действий органов других ветвей государственной власти. Следовательно, механизмы функционирования судебной власти подлежат на конституционном уровне гармонизации со всеми ветвями государственной власти, а также и с местным самоуправлением.

Усилилась роль Высшего судебного совета, Высший судебный совет  приобрел полномочия Квалификационной коллегии юстиции по отбору кандидатов, претендующих на должности председателей и судей, районных и приравненных им судов и даче рекомендаций для назначения на указанные государственные должности.

В связи с дальнейшим реформирование судебной системы, а также приближением законодательных актов РК к международным стандартам, поправки в Конституцию исключили прокуратуру из состава субъектов имеющих право давать согласие на арест. Но в тоже время у прокуратуры осталась главная функция - надзор за законностью актов, в том числе и судебных.

Установив на конституционном уровне возможность смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военные годы, Казахстан стал страной, в которой фактически смертная казнь не будет применяться. 

В целом, начатые  Главой государства  политические реформы в стране позволили продолжить последовательное развитие гражданского общества в Казахстане,  повысили политическое равенство и экономическое благополучие.

 

Сейчас читают