НАЦИЯ ЕДИНОГО БУДУЩЕГО: Под крылом «Айналайын» - возрождая старину и открывая таланты (ФОТО)

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Это история о том, как обычная женщина из обычного села создала проект, который уже много лет не только приносит солидный доход, но и дарит радость труда и общения сотням людей.Знакомьтесь - Айгуль Разакова, возглавляет общественное объединение «Айналайын» в селе Аса Жамбылского района, закончила Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт.

«По образованию я инженер-строитель. Но профессий у меня много, - рассказала она в интервью корреспонденту МИА «Казинформ», - Могу быть сапожником, швеей, хореографом, дизайнером. Сейчас в нашем объединении мы работаем в двух направлениях - социальный проект и бизнес».

Лего по-казахстански

Айгуль Разакова придумала уникальную вещь, которую можно назвать «мягкое лего». В 2013 году объединение освоило новую продукцию, мягкие элементы в технике корпеше, из которых можно для детей делать диванчики, креслица, домики. Своего рода бескаркасная мебель, которую, как пазлы, может собирать взрослый и ребенок. Это развивает фантазию малыша, ребенок учится создавать свой мир, свой дом, узнает цвета, учится их сочетать. Корпеше сделаны в разной цветовой гамме, двусторонние, их можно легко менять, собирая новую цветовую гамму.

По словам собеседницы, началось всё в 2004 году с создания в с. Аса кружка национального шитья. «Приезжали к нам из других стран иностранные туристы, им нравилась наша продукция, покупали, увозили за границу. Потом мы стали шить и для населения, учитывая вкусы и запросы. Стали нас приглашать на выставки, нам хотелось показать нашу казахскую культуру. Дважды мы выигрывали областной конкурс «Алтын-сапа», наши товары внесены в каталог «Лучшие товары Казахстана». В дни празднования 550-летия Казахского ханства в Таразе мы ставили юрту, показывали образцы продукции, людям нравится, спрос большой, заказывают целые интерьеры в национальном стиле. В наше время многое поменялось в традиционном бытовом укладе. Что-то мы приобрели, а что-то утеряли, стали забывать ремесла, смысл национальных узоров. Но стремление красиво обставить свое жилье осталось, и отрадно, что сейчас люди меньше гоняются за импортом, а приобретают национальные вещи».

Продукция с фирменным знаком «Айналайын» становится популярной на жамбылском товарном рынке. «Эти «пазлы» мы не только шьем на заказ для жителей нашей области, несколько детских садов у нас их уже приобрели. Мы намерены покорить Казахстан, - говорит А. Разакова. - Планы у нас большие, хотим открыть большое производство». На данный момент в швейном производстве работают пять человек. Но в обозримом будущем здесь будет больше рабочих мест. Причем на предприятии уже сейчас идет обучение швейному мастерству женщин-инвалидов, оралманов, не имеющих дипломов, чтобы дать им работу. По мнению руководителя ИП «Айналайын», в Казахстане мало выпускается игрушек в национальном стиле. Предприятие планирует увеличить выпуск «мягких пазлов», в этом году они выиграли грант в 3 млн. тенге через фонд «ДАМУ» на оборудование. Теперь здесь думают о своем здании. «Мы хотим открыть фабрику игрушек, чтобы это производство могло полностью спонсировать наше общественное объединение. Уже сейчас практически все вырученные средства, а мы производим продукции на 3 млн. в год, идут на развитие «Айналайын», на семинары, мероприятия. За деньги, вырученные от продажи мягких комплектов, покупаем также инвалидные коляски и раздаем нуждающимся», - говорит А. Разакова.

Самая большая роскошь на Земле - это роскошь человеческого общения (Антуан де Сент-Экзюпери)

В 2014 году ДЮЦ «Айналайын», созданный по инициативе А. Разаковой и получивший со временем статус «Клуб ЮНЕСКО», отметил свое десятилетие. «В нашем центре занимаются более двухсот детей Жамбылского района, - рассказывает она. - Работают танцевальный и художественный кружки, английские классы, волонтерские клубы, театр, швейный клуб, оригами, есть программы для детей-инвалидов. Наша задача в том, чтобы предоставить детям безопасное место, где они могут заводить новых друзей, выражать себя, узнавать свою культуру, развиваться в счастливых, ответственных и сознательных людей».

«Когда я осталась без работы, то навыки рукоделия, полученные в Доме пионеров, очень пригодились. Сейчас я могу и шить, и создавать производство, и этому меня научила пионерская организация. Хочу сейчас создать нечто подобное - это наш детско-юношеский центр. В «Айналайын» мы не даем дипломы, но обучаем навыкам, даем привычку к труду», - говорит Айгуль.

Для детско-юношеского центра районный акимат вначале выделил бесхозное здание детского сада, которое они отремонтировали. Потом, правда, для программы «Балапан» здание пришлось вернуть. Сейчас здание дают, но в планах центра построить своё. «Мы хотим, чтобы молодежь тоже приняла участие в строительстве, чтобы им было чем гордиться. Акимат, конечно, помогает, зарплаты для учителей выделяют, в этом году дали 500 тыс. тенге на лагерь. Но я хочу детей приучить к труду. Чтобы они с ранних лет знали ему цену», - говорит А. Разакова. В центре «Айналайын» рады всем, сюда приходят как здоровые дети, так и дети с ограниченными физическими возможностями. «По селам много детей-инвалидов. И, что печально, они сидят по домам, не имеют возможности посещать школу и общаться со сверстниками. Сейчас в мире уже признали, что совместное, или еще его называют инклюзивное обучение, когда вместе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющие таких ограничений, - наиболее гуманно и эффективно. Ведь каждый ребенок имеет право получить образование, реализовать свой потенциал, общаться. И в нашем центре дети получают такую возможность, раскрываются, даже становятся волонтерами», - говорит собеседница.

«Есть у нас девушка Толганай, она потеряла зрение в 15 лет по генетическим причинам. Сейчас, как волонтер, работает в клубе девушек, который они сами назвали «Лотос». Почему «Лотос»? Девочки объяснили, что лотос - это цветок, который растет на болоте. Но своей красотой озаряет мир. Когда Толганай начала вести кружок оригами, многие дети даже не заметили, что она не видит, настолько она естественна в своем поведении. Посещает центр и 22-летний парень, который в младенчестве перенес рахит, и при совершенно нормальном умственном развитии, имеет увеличенный размер головы и выглядит, как ребенок. В школу его не взяли. Как сказали родители, им заявили, что другие дети будут на него смотреть и отстанут от учебы. Он оказался заперт в своем доме, без общения со сверстниками. Хотя было и обучение на дому, и родители купили ему всё, что только можно, но, оторванный от общества, он вырос замкнутым и закомплексованным, Считаю, что такие дети должны учиться вместе с обычными, чтобы могли получить профессию, зарабатывать. И не быть несчастными», - говорит А. Разакова.

...Лето в селе Аса начинается с того, что «Айналайын» ставит несколько 6- и 12-канатных юрт, открывая сезон летнего лагеря «Шуақ - Луч света». Каникулы асинских детей проходят в юртах, на свежем воздухе. «Юрты вместе с детьми ставим, чтобы они знали нашу культуру. Каждый день приходят от 70 до 100 детей из села Аса и близлежащих сел, плюс студенты-волонтеры, которые могут попробовать на деле труд педагога. Возраст детей в группах от 3-х лет и выше. Специально делаем смешанные по возрасту группы. Дети говорят, что даже от самого маленького ребенка можно взять что-то полезное и интересное. Подростки набираются опыта общения с маленькими, открывают в себе скрытые таланты», - рассказывает А. Разакова.

В этом лагере нет запланированных мероприятий, это живой процесс, в котором ежедневно рождаются придуманные детьми программы, концерты, выставки. «Поэтому детям у нас интересно, - продолжает она. - Каждый ребенок может быть как организатором мероприятий, так и участником, даже 10-летний получает навыки организатора, может собрать команду и организовать досуг. Главное в нашем летнем лагере - круг общения, разнообразные занятия. На площади села Аса проводим мероприятия, флешмобы, чтобы родители видели, какие таланты их дети проявляют». «В своих проектах стараемся собирать совершенно разных участников - взрослые, дети, инвалиды, женщины, мужчины, студенты. Нет никаких ограничений. Устраиваем спортивные мероприятия, в которых на беговой дорожке могут оказаться и здоровые дети, и нездоровые. Показываем фильмы, в том числе о людях с ограниченными физическими возможностями, которые смогли преодолеть себя и чего-то добиться в жизни, открыть свое дело. На наглядном примере показываем это детям с ограниченными физическими возможностями, чтобы не отчаивались. Чтобы понимали: их нынешнее состояние - это не конец жизни, а начало преодоления, раскрытия своих возможностей. Учим их не быть иждивенцами, а научиться строить свою жизнь, самим зарабатывать, привнести хоть небольшой вклад в общество. А самое главное, стараемся внушить, что из любой сложной ситуации всегда можно найти выход», - говорит А. Разакова.

Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Дети-инвалиды, которые к нам приходили, в первый год были очень скованными. А сейчас уже настолько освоились, что работают волонтерами. Мы недаром называемся «Шуақ - Луч света». Наши дети, как лучи, уже в своих школах продолжают работу по вовлечению детей-инвалидов в обычную жизнь. Проект начинается летом, но в течение года получает продолжение», - рассказывает А. Разакова.

Социальный ролик, снятый о сельских детях-инвалидах по заказу ОО «Айналайын», сегодня демонстрируется в школах Жамбылского района, в вузах Тараза, и после просмотра проходит обсуждение. «Спрашиваем, кто из детей сталкивался с инвалидами, помогал. Руки поднимают, говорят, что знают о проблеме, но не помогают. Многие высказывают сожаление, что раньше не обращали внимания, что не задумывались, как нужно ценить то, что у тебя есть, что тебе дано природой. Дети начинают видеть и понимать, как трудно в нашем обществе инвалидам. Даже если в здании есть пандус при входе, это не гарантирует, что человек в коляске сможет подняться на верхние этажи. Сесть в автобус - тоже проблема. У нас еще существуют барьеры внедрения инклюзивного образования. Это некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями, отсутствие специально подготовленных педагогов, барьеры физического доступа. В школах не создают условия для детей-инвалидов, многие из которых по уровню интеллекта могли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными», - считает собеседница.

«Мои дети сейчас с таким трепетом хотят выиграть конкурс социальных проектов «Луч света», который проводит Министерство здравоохранения и социального развития РК. Наш проект делают дети, а не взрослые. И у них получается от души. Я не знаю, смогут ли они что-либо изменить в нашей жизни. Но главное - они изменяют себя. Я вижу, как они меняются, как хотят помочь окружающим. Мы с ними обо всём разговариваем. Они рассказывают о своих трудностях, ошибках, обсуждают и находят выход из ситуаций. Это колоссальная психологическая помощь. Особенно детям-инвалидам, которые обычно изолированы от общества и не имеют возможности никому рассказать о том, что у них в душе», - говорит А. Разакова.

Сама Айгуль Разакова, несмотря на все жизненные трудности, считает себя счастливым человеком. «Я люблю, когда мне сложно. Я выхожу из этих ситуаций еще более сильной. Знаете, с кем я себя сравниваю? С мячом. Меня ударяют, а я еще выше прыгаю. И этому я учу своих детей. Я очень богатая женщина, работаю и зарабатываю. У меня много детей, много дел, работаю до четырех ночи. Ночная смена - это швейные дела. Наверное, Бог дает мне сил от того, что всё это мне в радость. Мои муж и дочь мне очень помогают. Со своим бизнесом я могу жить в красивом доме и ездить на красивой машине... Но все заработанные деньги уходят на общественные дела, на то, чтобы других женщин на работу принять, на помощь инвалидам. Видя, что я нужна кому-то, чувствую, что должна работать. Когда нет работы, болею. Не могу отдыхать», - говорит собеседница. В Казахстане насчитывается 138 513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет (это 2,8% от общего числа детского населения). В рамках госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50%.

Сейчас читают