Лауреат Канн Самал Еслямова: Развлечение - это хорошо, но работать интереснее

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Победительница 71-го Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актриса» Самал Еслямова в эксклюзивном интервью МИА «Казинформ» рассказала о будущих проектах со своим участием и раскрыла секрет, какую роль она никогда не сыграет в своей жизни.

-Что изменилось после победы в Каннском кинофестивале?

-Изменилось, в первую очередь, расписание. Стало больше встреч. Летом должна была отдыхать, а я не отдыхаю. Как таковых гонораров у меня не было. Гонорары, которые есть сейчас, они достаточно стандартные. Награда- это не самоцель. Она показывает, грубо говоря, определенный уровень. Это значит, что картину будут смотреть во всем мире. Но хочу сказать- хотя этот приз дали только мне, это заслуга всей группы, режиссера прежде всего, а потом наша. Этот большой приз на мировом уровне, и я счастлива, что именно мы открываем Almaty Film Festival, который впервые пройдет в мегаполисе в сентябре.

-Как думаете, много ли будет изменений между той версией «Айки», что показывали в Каннах, и окончательным вариантом, который мы увидим на Almaty FilmFestival?

-Это будет уже настоящий, каким он должен быть по замыслу режиссера, продукт. Потому что в Каннах мы показывали недоделанную работу без «ремонта», в черновом, рабочем варианте, организаторы выбрали его. Может быть, если бы у режиссера было еще 2-3 месяца, он бы продолжил совершенствовать картину. Но сейчас уже все сделано.

-Широкой публике известно, что вы играли в «Тюльпане» и «Айке». А в каких фильмах (может, короткометражных, студенческих), вы играли еще? Что это были за роли? С кем из режиссеров, кроме Сергея Дворцевого, работали?

-На протяжении последних 7 лет я снималась только в «Айке». В прошлом году играла в сериале «Қазақ батырлары». Я думала о том, что надо сниматься и в Казахстане, и в прошлом году, узнав о кастинге на сериал, отправила фотографии. Меня пригласили. Поскольку я была занята на «Айке», у меня была возможность играть только летом, но съемки начались в августе, времени было мало. В итоге я сыграла там роль мамы Карасая, которая умирает в начале фильма. Но я рада, что успела сняться. Скоро выйдет этот сериал, самой интересно посмотреть.

-Какие фильмы Вы сами любите смотреть, какой типаж интересен, помимо тех, в которых вы уже были на экране?

-Я не ограничиваю себя. Да, я играла роли матерей, но открыта ко всему, с удовольствием делала бы разные роли, в том числе комедийные. Комедия- очень сложный жанр, который надо уметь делать. Главный критерий, чтобы это был интересный, качественный материал. А смотреть я люблю авторские фильмы. Есть мнение, что в хорошем фестивальном фильме должно быть много «чернухи». Я категорически не согласна, наоборот, авторский фильм- это кино о жизни. Могут быть жесткие моменты, и это нельзя не показать, но это не главный критерий для отборщиков фестивалей. Они выбирают фильмы по их художественной ценности. Из последних- венгерская драма «Сын Саула», работы Братьев Дарденн я люблю, в прошлом году- «Квадрат» шведского режиссёра Рубена Эстлунда. У нас есть кинозал- в кинотеатры ходить не было никакой возможности, и мы, группа киноманов, стараемся в свободное от съемок время смотреть то, что представлено в Каннах, Венеции, Берлине.

-Часто ли поступают предложения от других режиссеров в РК или РФ? Или может быть из Франции? Где сейчас снимаетесь?

-Я хочу работать на интересных проектах с интересными людьми. Я не скажу, что часто приглашали. Но периодически зовут, в том числе на театральные работы. Но я не могла их брать. Потому что в картине «Айка» я в кадре 99,9% времени, и никак не могла отвлечься на что-то еще. Сейчас у меня новый проект. В начале сентября в Алматинской области стартуют съемки драмы, режиссером является Ерлан Нурмухамбетов (известного по фильму «Ореховое дерево», который был отмечен жюри на Пусанском международном кинофестивале- Авт.), и я в нем играю главную роль. Параллельно будем продвигать картину «Айка» в казахстанском прокате.

-На какие уступки вы готовы пойти ради желанной роли?

-Побрить волосы, наверное, с удовольствием. На протяжении многих лет я не меняю прическу, и мне хочется так коротко подстричься. Но на первом месте- художественная ценность. Если режиссер просит пойти на уступку, и это действительно нужно ради искусства, я бы согласилась поменять внешность.

-В каких случаях вы отказываетесь от роли?

-Обнаженные сцены, наверное, играла бы с дублером. Это было бы сложно. Я не могу уйти от того, что я- азиатская девушка, и по менталитету я лично не пришла к этому. Я ценю и такое искусство, но это было бы сложно сделать. Может быть, не соглашусь на роли, которые несут зло человечеству. Да, можно играть отрицательных персонажей, но с их помощью ты говоришь людям о том, где добро, а где зло, прививаешь вечные ценности.

-Многие девушки думают, что актерская жизнь - это сплошные развлечения, что достаточно быть красивой и все пойдет в гору, будут приглашать в кино и давать роли. Так ли это?

-Быть актером - это тяжелый труд. Если все делать по-настоящему, как надо, то это очень сложно. Особенно для девушек. На время съемок нельзя менять внешность, прическу, наращивать ресницы, нельзя посещать экстремальные аттракционы, игры, загорать, а это достаточно продолжительное время, если это серьезная картина. Любое кино- это в первую очередь, любимая работа. Да, есть фестивали, премьеры, но это отголоски того мира, который ты создаешь на площадке. Развлечение- это хорошо, но работать интереснее. В процессе съемок ты погружаешься в особый мир, хочешь, чтобы картина вышла качественной, увлекаешься сюжетом, тебе в ней интересно проживать свою роль. Мой мастер в Москве, когда мы только поступили, сказал нам: «У вас есть время, чтобы вы передумали, потому что быть актером- это очень сложная работа, где не будет личной жизни, вы не будете свободны». Все это услышали, но никто не отказался. И я понимаю, что от этой работы очень сложно отказаться, это разнообразная профессия, где можно быть и продавщицей, и учительницей, и журналистом...

-Чем занимаетесь в свободное от кино время?

-Я вся погружена в кино. У меня друзья в Москве, они работают в основном в театре, также снимаются в кино, мы вместе ходим на кинопремьеры, спектакли.

-В казахстанском кино преобладает жанр комедии и истории про бандитов. Как вы считаете, какой еще жанр мог бы стать таким же популярным?

-Я бы хотела, чтобы авторское кино имело большую популярность у казахстанского зрителя. Я очень радуюсь всегда, когда оглашают список участников международных фестивалей, и режиссер из Казахстана входит в программу. Значит, его картина соответствует мировому уровню, это уже очень приятно. Хотела бы, чтобы таких фильмов было больше. Авторское кино может привлечь своей художественной мыслью, отображением жизни, элементарно показать, что люди в любой стране могут также радоваться и огорчаться, как мы, эти фильмы понятны всем. Конечно, зрителю нужен разнообразный кинопродукт. Хотелось бы, казахстанские комедии смотрели не только в нашей стране, но и за рубежом. Это очень сложный жанр, он очень нужен, имеющий терапевтические свойства. Бывают комедии, которые интересны и понятны сугубо нашему менталитету, есть универсальный юмор, понятный всему миру.

-Как вы думаете, почему о нашем кинематографе так мало знают в мире? Или все-таки знают?

-Временами казахстанцы заявляют о себе, но хотелось бы, чтобы таких моментов было больше. Для этого нужно, чтобы их чаще показывали. Помню, недавно румынские режиссеры на протяжении нескольких лет громко заявляли о себе. Хотелось бы, чтобы о нашем кино тоже чаще говорили

-Почему так долго снимали «Айку»?

-Бывает так, что на уровне сценария все разрабатывают детально, хорошо, поэтому на съемки нужно не так много времени. У нас в «Айке» сценарий тоже был разработан детальный, но режиссер, когда переводил на язык изображения, начинал понимать, что литературный язык и язык изображения отличаются, поэтому на площадке начинается новое, один эпизод порождает другой, понимает, что необходимо что-то добавить, и все это начинает рождаться именно на площадке. Режиссер может все менять.

-Что могли бы пожелать будущим актерам и актрисам? Как добиться больших высот в актерском ремесле?

-Это совокупность факторов. Это везение, когда звезды сошлись и они тебе освещают путь, надо работать, трудиться, отдавать себя. Вот не можешь, уже нет сил, но надо сказать себе: «Вставай и иди работать, делай». Не важно, тебе холодно или жарко, хочешь спать или голоден, если надо идти, значит надо. Другого выхода нет. Актеру необходимо крепкое здоровье. Это нужно для работы- простывать нельзя. Желаю творческих успехов, хороших интересных материалов, чтобы работа, которой они посвящают свои мысли, свою жизнь, была известна миру.

Сейчас читают