Конституция - фундамент успешного развития Казахстана

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - После обретения независимости в декабре 1991 года перед Казахстаном встал вопрос выбора пути дальнейшего суверенного развития. Как для выбора этого пути, так и для, собственно, развития, нужна была соответствующая законодательная база.

В первые годы для обеспечения деятельности государственного аппарата в новых условиях, для формирования основ рыночной экономики принимались различные нормативно-правовые акты - законы, указы Президента, постановления Правительства. Тем не менее, было ясно, что в рамках прежней Конституции Казахской ССР 1978 года, которая принималась в условиях другого общественно-политического строя, невозможно провести экономические и политические реформы, необходимость которых стала уже очевидной. Стране нужна была новая Конституция, и она была принята на IX сессии Верховного совета Республики Казахстан XII созыва 28 января 1993 года.

Следует учесть, что в то время страна была в кризисном положении после распада СССР, в связи с разрывом хозяйственных связей, отсутствием или недостаточным развитием многих государственных структур и другими условиями. Конституция 1993 года закрепила суверенитет Казахстана, законодательно утвердила институт президентства, возложив на Президента Республики Казахстан всю полноту ответственности за функционирование всех ветвей власти на всех уровнях.

Казахстанцы старших поколений хорошо помнят то время, когда резко снизился уровень жизни населения, большая часть граждан оказалась на грани выживания, и в обществе начало нарастать чувство неуверенности в будущем. Поэтому принятие первой демократической Конституции стало очень важным историческим событием в жизни страны. Казахстанцы поверили в необратимость происходящих перемен, настраивались на новые жизненные реалии, и это создало предпосылки для построения общества нового типа.

При этом уже было понимание того, что данная Конституция - компромиссный документ, положивший начало переходу на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократичного общества и правового государства. Конституция 1993 года создала условия для поступательного развития казахстанского общества, ликвидировав однопартийное политическое правление и административно-командную экономическую систему.

Поэтому по распоряжению Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева была создана специальная комиссия по разработке проекта новой Конституции, по образцу Конституции 5-й Французской Республики, которая должна была предусматривать построение республики с президентским правлением с расширенными, но сбалансированными полномочиями других ветвей власти.

30 августа 1995 года состоялся всенародный референдум, по итогам которого была принята действующая Конституция Республики Казахстан. На референдум был вынесен один вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой был опубликован в печати 1 августа 1995 года?». В голосовании приняло участие 8 091 715 граждан, или 90,58% от общего числа лиц, внесенных в списки. За Конституцию отдали свои голоса 7 122 773 человека, что составило 89,14% голосовавших. За ходом голосования следили иностранные наблюдатели и представители общественных объединений. Перед референдумом состоялось всенародное обсуждение проекта Основного закона - в различных мероприятиях по обсуждению приняли участие более 3 миллионов казахстанцев, было внесено около 30 тысяч предложений и замечаний. С учетом этих предложений в 55 статей проекта Конституции было внесено более 1000 поправок.

День принятия действующей Конституции Казахстана - 30 августа, является государственным праздником. Празднование Дня Конституции способствует осознанию гражданами важности подлинных демократических ценностей, защищаемых сильной властью. Как уже отмечалось, в 90-е годы в Казахстане происходили процессы, присущие всем странам в переходные периоды  развития. Поскольку в стране не было опыта самостоятельного определения целей и задач государственного строительства, появились различные партии и движения, предлагающие собственные сценарии развития. И не все эти партии и движения стояли на сколько-нибудь выверенных и конструктивных позициях, в большинстве склоняясь к либеральной демократии в своем собственном понимании.

Сегодня мы видим, что взятый Главой государства в тот период курс на первоочередное решение экономических вопросов, сохранение порядка и стабильности в государстве, позволил избежать социальных потрясений и привел Казахстан к созданию уникальной казахстанской модели развития, уже ставшей образцом для многих стран.

«Экономическая ситуация в Казахстане была сложной, если не сказать больше. И прямое президентское правление в кратчайшие сроки провести столь нужные экономические реформы. Президентом издавались указы, имеющие силу закона. В условиях чрезвычайной ситуации в экономике это позволило спасти социальную стабильность в стране. После принятия Конституции начинается обратный отсчет развития. Поэтому мы можем с полным правом говорить, что Конституция 1995 года - это Конституция развития. Естественно, жизнь не стоит на месте, в Конституцию вносятся изменения. Но в тот период принятие действующей Конституции было абсолютно необходимым. Возможно, в будущем будет принята другая Конституция, но в нынешних сложных геополитических и геоэкономических условиях в мире нам нужно прислушиваться к голосу разума. Нам нужен порядок. И наша Конституция позволяет обеспечить порядок, социальную стабильность и является залогом будущего развития», - считает известный казахстанский политолог Ерлан Саиров.

Конституция 1995 года начинается со слов, имеющих сакральный смысл: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».

Н.Назарбаев, выступая на Параде войск, посвященном Дню Конституции, 30 августа 2011 года, сказал: «Сегодня Основной закон - наша Конституция, - является фундаментом успешного пути Казахстана в 21-м веке. Конституция - творение единой всенародной воли. Благодаря Основному закону мы уверенно преодолели рубеж исторических эпох. Впервые на древней казахской земле создано стабильное, крепкое, процветающее государство. Мощь нашего единства - это истинное богатство всех поколений нашего народа».

Период после принятия действующей Конституции стал качественно новым этапом развития казахстанской модели парламентаризма. В соответствии с Конституцией Казахстан - республика с президентской формой правления.

Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» регулируют статус и функции всех ветвей власти, в соответствии с закрепленной в Конституции системой сдержек и противовесов. Важным новшеством стало создание профессионального Парламента, разделенного на две палаты. Тогда же, в 1995 году, состоялись первые выборы депутатов в новый Парламент.

Далее в реализацию норм Основного закона о правах и свободах граждан были разработаны соответствующие законы. Развитие конституционных норм в соответствующих законах позволило создать благоприятные условия для развития экономики, обеспечения общественного согласия и усиления социальной защиты населения. Всего на основе действующей Конституции принято около 2 тысяч законов.

Закрепляя основополагающие принципы демократии и казахстанской государственности, Конституция в то же время является открытым документом для дальнейшего совершенствования системы государственного управления и взаимоотношений в обществе.

В 1998 году в Конституцию были внесены поправки, усилившие роль политических партий в обществе, предоставив им десять депутатских мест в Парламенте. Затем, в 2007 году, была проведена конституционная реформа, благодаря которой при сохранении президентской формы правления была усилена роль парламентаризма в системе управления государством. Эта реформа была направлена на практическую трансформацию Казахстана из президентской республики в президентско-парламентскую. В частности, в результате этой реформы Парламент получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности Правительства, утверждать две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Выборы депутатов Мажилиса стали проводиться на пропорциональной основе.

Еще одним важным результатом конституционной реформы 2007 года стало придание конституционного статуса Ассамблее народа Казахстана как организации, обеспечивающей представительство различных этносов в общественно-политической жизни страны. В Мажилис стали избираться депутаты от Ассамблеи.

Еще в 2015 году, во  время своей предвыборной кампании Глава государства говорил о необходимости внесения новых поправок в Конституцию. И 10 марта 2017 года Президентом подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Эти поправки являются важным шагом в процессе дальнейшей демократизации суверенного Казахстана, повышая роль Парламента. Также большим новшеством стала передача ряда важных функций Президента Правительству, усиление механизмов подотчетности и подконтрольности Правительства Парламенту. Таким образом, конституционная реформа 2017 года полностью соответствует логике предыдущих конституционных реформ. 

Сейчас читают