Казахстанское законодательство о митингах получилось самым либеральным в СНГ - политолог

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Своим мнением о поступившем в Сенат проекте Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» поделилась политолог Жанар Тулиндинова. Она проанализировала ключевые особенности законопроекта в сравнении с законодательством стран СНГ, передает МИА «Казинформ».

«Несмотря на карантин и режим самоизоляции, Парламент не приостанавливает законотворческую деятельность. 14 апреля в Сенат поступил законопроект «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Чем примечателен законопроект?

Во-первых, активнейшее участие в обсуждении и разработке законопроекта приняла широкая общественность. На этапе подготовки концепции документа состоялось несколько общественных слушаний в нескольких городах, в том числе с участием министра информации и общественного развития Даурена Абаева. Особенно оживленно прошли встречи министра с представителями гражданского общества в Алматы и в Караганде. Законопроект также обсуждался на онлайн-площадках HAQ и Talda.kz, а также с представителями международных организаций (ОБСЕ, USAID, управления верховного комиссара ООН по правам человека) и посольств Германии, Великобритании, Нидерландов и США.

Живой интерес общественности к законопроекту «О митингах» вполне объясним – это один из ключевых пунктов в пакете политических реформ, инициированных на площадке Национального совета общественного доверия и поддержанных Президентом К. К. Токаевым. Документ направлен на реализацию концепции «слышащего государства».

Следует также отметить, что в рабочую группу по разработке законопроекта вошли общественные деятели, члены Нацсовета общественного доверия – Ерлан Саиров, Марат Башимов, Мурат Абенов, Асылбек Кожахметов, Мухтар Тайжан и другие.

Столь широкое участие гражданского общества в работе над законопроектом позволило подготовить достаточно либеральный и прогрессивный документ.

Во-вторых, работа над законопроектом велась в неординарных условиях карантина и режима изоляции. При этом, по отзывам общественников и экспертов, вошедших в состав рабочей группы, онлайн-обсуждения позволяли обеспечить глубокое погружение в законотворческую работу. Наверное, впервые в Казахстане в законопроектной работе столь широко применялись цифровые технологии. Целесообразно было бы использовать этот опыт в законотворчестве и в дальнейшем.

Значимость и востребованность законопроекта объясняют, почему его обсуждение и принятие не были отложены на посткарантинный период – в этом случае документ был бы принят либо осенью нынешнего года, либо только в 2021 году. Тогда к осеннему политическому сезону гражданское общество подошло бы с откровенно устаревшим, образца 1995 года законодательством о митингах. А ведь осенью нынешнего года политические силы будут находиться «на низком старте» по подготовке к парламентской выборной кампании. Очевидно, что закон «О митингах» как важнейший из документов, регулирующих политическое публичное пространство, должен соответствовать новым реалиям.

В-третьих, казахстанское законодательство о митингах получилось, пожалуй, самым либеральным на постсоветском пространстве. Самое очевидное различие - в принципах организации (уведомительный или разрешительный) митингов и мирных собраний и сроках подачи и рассмотрения заявки.

Во внесенном в Сенат законопроекте «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» установлен уведомительный принцип организации митингов, при этом уведомление должно быть подано за 5 рабочих дней до мероприятия.

В России также действует уведомительный принцип, однако заявка на проведение митинга должна быть подана «в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия».

В Кыргызстане – уведомительный принцип, срок подачи заявки «не позднее 12 календарных дней».

В Узбекистане законопроект «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан» был впервые разработан и вынесен на обсуждение летом прошлого года – его нормы предполагают разрешительный принцип организации митингов, а заявка должна подаваться за 30 дней до мероприятия.

Наконец, в законодательстве о митингах ни одной из вышеперечисленных стран нет такого понятия как «презумпция в пользу проведения мирных собраний», которая закреплена в статье 3 казахстанского закона (в разделе о принципах организации и проведения мирных собраний».

Презумпция в пользу проведения мирных собраний – это один из шести (причем первый по очередности) принципов, которые указаны в подготовленном в 2007 году Советом экспертов БДИПЧ ОБСЕ по вопросам свободы собраний документе – «Pуководящие принципы по свободе мирных собраний».

Закрепление этого принципа предусматривает, что так как право на свободу мирных собраний относится к основным правам человека, его реализацию следует по мере возможности обеспечивать без регулирования. «Все, что закон непосредственно не запрещает, следует считать разрешенным, и от желающих принять участие в собрании не следует требовать получения разрешения на его проведение. В законодательстве следует четко и недвусмысленно установить презумпцию в пользу свободы собраний», - говорится о документе БДИПЧ ОБСЕ.

То, что этот принцип будет закреплен в казахстанском законодательстве о митингах, позволяет говорить о его прогрессистском характере. Важно отметить, что в настоящее время в законодательном органе страны идет обсуждение в рабочих группах поправок в законодательство «О политических партиях» и «О выборах в Республики Казахстан» (в части снижения численного порога при регистрации партии и установлении квот для женщин и молодежи в партийных списках), а также законопроекта «О парламентской оппозиции». Эти законодательные документы вкупе с законом «О митингах» позволят переформатировать общественно-политическое пространство в Казахстане, повысить конкуренцию в партийном поле, а также придать более инклюзивный, сбалансированный характер выборным органам».


Сейчас читают