Казахстан не желает формального председательства, он намерен задать конструктивный импульс развитию ОБСЕ - директор Института парламентаризма НДП «Нур Отан» Б. Байкадамов

None
None
АСТАНА. 18 февраля. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/ - Казахстан вступает в активную фазу председательства в ОБСЕ. От того, как наша страна проявит себя на этом посту, и от решений, принятых участниками этой организации, во многом будет зависеть ее дальнейшая деятельность. Сумеет ли Казахстан привнести новое дыхание в работу Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе и оправдать оказанное ему высокое доверие? На эту тему размышляет директор

Института парламентаризма НДП «Нур Отан» Болат Байкадамов в интервью с нашим корреспондентом.

- Болат Кенжекешевич, Глава государства в своей статье «Судьба и перспективы ОБСЕ» опубликованной в ряде СМИ, дал обстоятельный анализ деятельности этой организации и подробно остановился на основных приоритетах ее развития на обозримую перспективу. По вашему мнению, как себя проявит наша страна на посту председателя ОБСЕ?

- Президент страны, конечно же, видит все те задачи, которые нужно осуществить в этот год председательствования в ОБСЕ, и рассматривает не только казахстанские проблемы, но и проблемы всего пространства ОБСЕ. В статье говорится и о том, что Казахстан будет осуществлять те принципы, которые заложены в этой организации, то есть будет привержен традициям ОБСЕ, все-таки эта организация с 1975 года существует. Казахстан будет работать над теми проблемами, которые в последнее время возникли и являются очень животрепещущими, можно сказать, даже угрожающими безопасности целого региона. Это так называемые замороженные конфликты в ряде стран. Отдельно обозначена проблема Афганистана. Глава государства отметил, что на сегодня 43 страны участвуют в боевых операциях и задействованы в процессе восстановления экономики Афганистана. Далее Президент особое внимание обратил на экологические проблемы не только в нашем регионе, но и в целом в мире. Конечно, очень важно и то, что руководитель страны - председателя ОБСЕ считает, что настало время подумать о совершенствовании Договора о европейской безопасности. Этот договор сейчас нуждается в обновлении - в соответствии с новыми европейскими реалиями. Мне кажется, все эти предложения имеют огромное значение в силу того, что Казахстан - страна, находящаяся на периферии региона ОБСЕ, которая вбирает в себя как европейские, так и азиатские ценности, как опыт советского прошлого, так и опыт нового независимого развития, - имеет возможность вдохнуть в жизнь этой организации то новое, чего ей сегодня не достает.

Кроме того, Президент РК отметил, что председательство страны в этой организации будет эффективно влиять на саму атмосферу по соблюдению европейских стандартов в Казахстане. То есть, речь идет о демократических преобразованиях через законодательство, через правоприменительную практику, через общественное мнение, через работу политических структур и неправительственных организаций. Не случайно Президент говорил о том, что серия законов на этот счет принята, есть движение по вопросам гендерного развития, защиты прав детей. Мы представляем собой страну восточной части ОБСЕ, и через нас проходит опыт наших соседей, которые не являются членами этой организации. Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе представляет еще и мусульманский мир, тюркский мир. Вместе с тем Казахстан давно и плодотворно аккумулировал опыт западных стран. Я думаю, что статья Нурсултана Абишевича имеет большое методологическое значение и так же, как и другие его публикации, дает возможность ОБСЕ сдвинуть угол зрения и посмотреть на все вопросы по-новому.

-Как вы оцениваете сегодняшнее состояние ОБСЕ? Какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего развития этой организации?

- Прежде всего, как сегодня отмечают многие политики и специалисты, ОБСЕ должна вырасти из региональной организации в организацию, охватывающую большее пространство, то есть не только Европу. В этой связи стоит отметить, что опыт ОБСЕ уникальный, и этот опыт можно и нужно использовать и в других регионах. Но вместе с тем ОБСЕ в какой-то мере консервативная организация, и те принципы, которые работали в 70-80 годах прошлого столетия, - я не скажу, что не работают, но их эффективность на сегодня снизилась, так как долгие годы эти принципы и ценности не обновлялись и поэтому «притупились». Они не всегда могут противостоять новым вызовам. Поэтому сейчас правильно говорят о необходимости модернизации этой организации. Наступило время разрабатывать новые механизмы действия, которые бы работали как на европейском, так и на других континентах. К примеру, если взять Азию, здесь много древних цивилизаций, и никак нельзя сбрасывать со счета великую китайскую культуру, культуру Индии, того же тюркского или мусульманского мира, нельзя отрицать их значение. Все механизмы должны строиться на синтезе и с учетом ценностей всех культур, для того, чтобы мы получили на выходе все то, что помогает обществу и отдельному человеку более совершенно жить и осваивать нашу действительность, получить возможность обучаться, пользоваться современными достижениями медицины и науки. В целом от этого многостороннего сотрудничества выиграют все без исключения страны, и Казахстан - первая из стран, председательствующих в ОБСЕ, поставила такие вопросы в глобальном аспекте.

-Не говорит ли сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ о некотором движении в сторону унификации этой организации?

-Конечно, в ОБСЕ тоже давно искали выход из сложившейся ситуации. Там давно заметили, что некоторые принципы и механизмы не работают или становятся менее эффективными. И не случайно сегодня в Европе обращают внимание на возможность приобщения к ОБСЕ опыта новых стран, в том числе и постсоветских государств. Значит, успехи Казахстана и других стран в социально-экономическом, политическом и культурном развитии наглядно демонстрируют, что они обладают самостоятельным ценностным багажом, своим уникальным опытом. Не случайно и то, что когда Казахстан рассматривался в качестве кандидатуры на председательство в ОБСЕ, европейские страны к этому отнеслись с пониманием, и большинство из них безоговорочно поддержало эту идею. Сам факт председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе уже освежает ее деятельность. ОБСЕ - это политическая организация, и она должна быть динамичной. Этот динамизм стал менее проявляться в решении тех проблем, которые за последние 10 - 20 лет возникали на пространстве ОБСЕ. Когда распался СССР, возникла целая серия проблем, и не только в Европе. Поэтому та совокупность опытов, которые ОБСЕ применяла, - не всегда приводила к успешному результату. Запад, вполне отдавая себе в этом отчет, обратил взор на те страны, опыт которых мог бы привнести новую струю в политику и деятельность ОБСЕ, и Казахстан не случайно занял пост председателя этой организации. Это двусторонний процесс: стремление нашей республики работать на глобальном уровне в качестве регионального руководителя этой организации и желание руководства ОБСЕ и стран участниц - привлечь новые идеи. А в этом смысле Казахстан всегда был и остается успешной и инициативной страной.

ослужит ли саммит глав государства- участниц организации, который планируется провести в этом году, новой вехой в развитии ОБСЕ?

- Конечно, это покажет время, но любой крупный форум под эгидой ОБСЕ - этапный по своему значению тип встречи, на которой будут рассмотрены как новые, так и все предшествующие инициативы и предложения. Я думаю, по итогам анализа будут найдены пути их преобразования в универсальные механизмы решения тех проблем, которые накопились. Поэтому саммит даст новое дыхание ОБСЕ через открытие тех рецептов и способов, которые можно применить для целой серии вопросов, пока еще недостаточно успешно решаемых. Я уже говорил о накопившихся проблемах - это и замороженные конфликты, и проблемы, связанные с соблюдением свобод и прав человека, и вопросы экологии и экономической безопасности, и множество других. Я думаю, что одним из основных будет вопрос модернизации ОБСЕ. Тем более, что этот вопрос далеко не нов. Да, нашей стране можно было обойтись и без проведения саммита, попредседательствовать год и передать бразды правления другой стране. Но Казахстан не хочет формального председательства, он намерен задать конструктивный импульс развитию ОБСЕ, импульс, который положит начало глубокой и системной модернизации этой организации.

Сейчас читают