Как работал ГАТОБ имени Абая во время пандемии - фоторепортаж

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ – В каких условиях работала ведущая театральная сцена страны в период пандемии - в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая рассказали, как сейчас поддерживается связь со зрителями, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По словам директора ГАТОБ Аи Калиевой, прошлый 86-й театральный сезон, несомненно, вошел в летопись театра как весьма необычный, потому что с марта деятельность театра полностью была переведена в онлайн режим. На протяжении полугода театр работал в напряженном режиме.

«Если первая половина 86-го сезона связана с успехами и достижениями, воплощенными в традиционном формате театральной деятельности, то вторая половина прошла в неожиданных и нехарактерных условиях существования театра. Период карантина, вызванного COVID -19, можно назвать серьезным испытанием на прочность всего коллектива. Эта ситуация не сравнима ни с какими событиями, имевшими ранее место в жизни театра - ни с трудными годами деятельности труппы в период Великой Отечественной Войны, ни с 90-годами построения независимого Казахстана, ни со сложным периодом в жизни театра во время длительного капитального ремонта, когда коллектив на более чем 6 долгих лет остался без сцены, и только благодаря огромным усилиям руководства и энтузиазму творческого состава сохранил золотой репертуар оперного и балетного наследия»,- рассказала она.


В начале октября, после длительного перерыва из-за пандемии, ГАТОБ открыл свой 87-й театральный сезон концертами, посвященными знаковым и знаменательным датам: в честь 175-летия великого казахского просветителя Абая был дан торжественный концерт «Ұлы Абайға тағзым», 250-летнему юбилею гения Бетховена посвящен камерный концерт «Beethoven.Eternity»,75-летию победы в Великой Отечественной войне - премьера монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк», концерт к 90-летию короля казахского вальса Шамши Калдаякова - праздничный концерт «Шәмші әлемі».

Кроме того, в первой половине 87-го театрального сезона будут представлены две грандиозные премьеры, которые из-за пандемии были перенесены с весенне-летнего периода на осенне-зимний. Это приключенческий балет Адольфа Адана «Корсар» со спецэффектами, движущими декорациями и видеографикой, создающей эффект 3D присутствия, и легендарная опера Евгения Брусиловского, 115-летие которого мы отмечаем в 2020 году, - «Кыз-Жибек», которая предстанет перед зрителями в новой сценографии и костюмах, но с сохранением и максимальным восстановлением первоисточника - либретто и музыкальной партитуры. Несомненно, все эти проекты состоялись благодаря самоотверженному труду всего коллектива. Ведь в период пандемии театр не только не остановил свою деятельность, а вопреки всему активно работал над освоением нового концертного материала, созданием премьерных спектаклей, оригинальных онлайн программ, радуя творчеством своего зрителя.

Кроме того, за период карантина артисты, менеджеры освоили множество смежных профессий, таких как режиссер, видео-оператор, видео-инженер, звукооператор, звукорежиссер, художник-дизайнер, сценарист, продюсер. Театр самостоятельно организовывал и производил съёмки, прописывал подводки, создавал сценарии проектов, монтировал, а затем размещал видео на официальных страницах в социальных сетях, youtube канале театра, продвигая новый интеллектуальный контент, делая его интересным зрителям.

«За время карантина в эфир вышло 250 видеопрограмм, концертов, роликов, которые посмотрели около двух миллионов зрителей не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Работа коллектива получила высокую оценку международного сообщества - КГАТОБ им. Абая по рейтингу, опубликованному порталом «ТурСтат», в 2020 году занял третье почетное место среди лучших оперных театров СНГ по популярности у зрителей и онлайн-трансляциям на сайтах театров и в социальных сетях, уступив только Большому театру России и Большому театру Беларуси. Также наш струнный квартет получил награду европейского уровня (первое место) за виртуальный концерт под названием «Приятный разговор на четверых» .

За время карантина наша зрительская аудитория выросла до трех миллионов человек»,- рассказала Ая Калиева.

Первым проектом, запущенным театром в онлайн эфир, стал «GATOB LIFE - один день из жизни театра» , в котором мы представили истории из повседневной жизни. В рамках проекта в онлайн режиме прошли такие программы, как «Урок классического танца для артистов балета», «Из жизни концертмейстера», «Разговоры о музыке», «Тайны театральных партитур», «По следам премьер».

«Большой интерес у зрителей вызвали концерты любимых солистов. Артисты выходили в эфир до 5, иногда 6 раз в неделю. Исполняли концерты из дома, давали мастер-классы и даже пели для зрителей на балконах своих квартир. Одобрение получил проект «Опера дома. Паяцы» Даны Таласбековой и Балуана Беркенова, в котором действие оперы перенесено в наши дни. Трагическая история семейной пары была разыграна на кухне в обычном доме. Большой отклик у зрителей вызвали видеоролики с участием солистов из стран ТЮРКСОЙ. Хорошие отзывы получил флешмоб - исполнение песен на языках братских народов. К примеру, песня в исполнении солистов «Мой любимый Тбилиси» набрала за несколько дней рекордное количество просмотров, до 300 тысяч. Несмотря на нехарактерные условия деятельности, наши артисты подготовили ряд проектов в рамках празднованиях юбилейных дат 2020 года»,- добавила директор ГАТОБ имени Абая.

Вспоминая дни после послаблений карантинных мер, Ая Калиева отметила непростые условия проведения первых репетиций, как для артистов, так и для администрации, ведь необходимо было максимально создать безопасные санитарно-эпидемиологической точки зрения условия труда.

Первыми репетиции стали проводить артисты балета, которые работали в масках и в перчатках, и это несмотря на дистанцию в два метра. Артисты посещали только класс-урок, это от 60 до 90 минут. Предоставить зал для полноценных репетиций было невозможно, так как групп много, и всем нужно было репетировать. Кроме того, необходимо было выделять отдельное время на кварцевание и дезинфекционную обработку зала.

По словам Аи Калиевой, для профессиональных артистов балета такие большие перерывы в работе, отсутствие полноценной нагрузки могут привести к потере профессиональной формы.

«Ведь в обычное время у артистов нагрузка до семи-восьми часов в день. Утром класс, потом репетиции, а вечером спектакль. Никогда ни один артист балета не брал отпуск больше 20–25 дней, и даже во время отпуска они приходили в класс для разминки», - пояснила она.

В настоящее время коллектив постепенно приходит в свое обычное состояние, артисты восстанавливают свою профессиональную форму. Однако репетиции проходят в том же режиме - малочисленные группы, четко выстроенное расписание, дистанция между артистами. В новых условиях поменялся и подход при формировании репертуарного плана первого полугодия 87-го театрального сезона, который составлен с учетом 3-х уровней деятельности в условиях санитарно-эпидемиологического состояния города Алматы.

Предпочтение отдается малым формам, мобильным вариантам спектаклей, а также демонстрации спектаклей в режиме антрепризного показа. В программе театра появятся балетные дивертисменты из спектаклей П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», будут показаны одноактные балеты «Кармен-сюита», «Шопениана», «Открывая Баха». Оперный репертуар будет представлен одноактными спектаклями, а также операми, в которых нет грандиозных массовых и балетных сцен. Вся программа занимает не более полутора часов без антракта.

Дополнительно были разработаны и новые правила посещения зрителями театра. Помимо масочного режима, социальной дистанции, зрители должны рассаживаться в зале в строгом соответствии купленным местам. В театре предусмотрено три варианта рассадки зрителей в зале в зависимости от санитарно-эпидемиологических требований. В настоящее время разрешена наполняемость зала в 50% с рассадкой зрителей через два кресла и в шахматном порядке.

«Сегодняшняя ситуация с пандемией неординарная, и требует от каждого из нас способности генерировать идеи, умение принимать конструктивные решения и оперативно реагировать на ситуацию, которая усугубляется своей неопределенностью и непредсказуемостью»,- отметила директор ГАТОБ имени Абая.


Фото Александр Павский


Сейчас читают