ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Правильнее начинать с экономики

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

В 2009 году издательским домом «Сарыарка» начата публикация многотомного сборника « «Н.А.Назарбаев. Избранные речи». В первом томе собраны важнейшие выступления Главы государства за период 1989-1991 годов. Мы знаем, что именно в этот период произошли события, предопределившие дальнейшее развитие Казахстана - это был период распада СССР, провозглашения Независимости и выхода на путь суверенного развития.

Наиболее интересны речи Президента в период до обретения Независимости, содержащие удивительно прозорливые мысли, стратегические идеи и отражающие ясное видение Главой государства всего происходившего в то время.

Как отмечено в предисловии: «...публичные выступления Н.А.Назарбаева наряду с написанными им в разные годы статьями, научными трудами, книгами, являются ценным документальным источником по новейшей политической истории Казахстана, представленной сквозь призму эволюции политико-философских взглядов Н.А.Назарбаева как национального лидера, политического деятеля, крупного теоретика и практика государственного строительства».

***

Еще в июне 1989 года, в выступлении Н.Назарбаева на на XV пленуме Центрального комитета Компартии Казахстана по случаю избрания первым секретарем ЦК Компартии Казахстана слышатся тревожные нотки: 

«Понимаю всю ответственность, возлагаемую на ЦК Компартии Казахстана и на меня в столь поворотный момент в истории нашей партии и республики.

С перестройкой люди связывают решение многих жизненно важных социально-экономических и общественно-политических проблем, в том числе и в области межнациональных отношений, которые в застойные времена приглушались или замалчивались. Насколько они сложны,  показывают события последних лет. Но подходы к их решению уже определились. И теперь надо более активно осуществлять намеченное.

Моя позиция в этих вопросах вам всем известна. Она ясно была сформулирована в выступлении на I съезде народных депутатов СССР. Я постарался выразить интересы казахстанцев, и это было общей платформой группы депутатов от нашей республики. Хочу заверить вас, что стану твердо проводить линию на претворение этой программы в жизнь. Считаю, что для первого руководителя республики интересы народа должны быть превыше всего.

Сейчас, как никогда, нужна консолидация всех слоев общества во имя перестройки через демократизацию и гласность. Наше благополучие создается трудом каждого при организованности, дисциплине и строгом соблюдении законов. Надо помнить, что разжигание страстей, дестабилизация на руку только тем, кто хочет помешать делу революционного обновления, и мы должны давать решительный отпор таким явлениям».

Через несколько дней Глава государства встречался с представителями творческой и научной интеллигенции.

«На наш взгляд, перед нами стоят две взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи: последовательный подъем экономики и углубление демократизации всех сторон общественной жизни и управления. Их решение уже началось и требует активизации всех внутренних сил общества, каждого участника перестройки. Работа предстоит непростая и крайне напряженная.

Правильнее будет начать с экономики - базиса любой общественно-экономической формации. Если говорить в целом, в экономике Казахстана можно заметить две положительные тенденции: улучшение целого ряда важнейших показателей развития народного хозяйства, несмотря на все сложности перестроечного периода, и реальное усиление социальной ориентации экономики, начавшийся отход от остаточного принципа финансирования социальной сферы», - сказал Н.Назарбаев.

Как видим, уже в то время наш будущий Президент придерживался своего главного принципа: «вначале экономика - затем политика».

Здесь же Глава государства открыто высказался по поводу сырьевой ориентации республики:

«В последние годы в адрес Казахской ССР порой слышатся упреки, что, дескать, живет как иждивенка за счет других, получая субсидии через распределение доходов в союзных инстанциях. Если судить поверхностно, вроде бы так и получается. Разрыв между производимым в Казахстане национальным доходом и национальным доходом, используемым на ее развитие, составляет 5 млрд. рублей. Иными словами, тратится больше, чем произвели, и республике ежегодно дается из союзного бюджета в виде дотации до 2-2,5 млрд. рублей.

Но если копнуть поглубже, то выводы будут другими. Причина несбалансированности бюджета кроется, прежде всего, в неэквивалентном обмене Казахстана с другими республиками из-за неоправданно заниженных цен на его продукцию.

Существующие цены непропорциональны трудовым и капитальным затратам, сделанным в республике. В итоге часть дохода, произведенного трудящимися Казахстана, из-за несовершенства отпускных цен реализуется в других регионах. Особенно это касается продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства.

Во-вторых, в республике сложилась неэффективная структура общественного производства. Например, доля промышленности ниже, чем в среднем по Союзу. Вдобавок внутри самой индустрии сложился перекос в пользу тяжелой промышленности и в ущерб производству товаров народного потребления, которых мы ежегодно завозим в пределах 40-60% от потребности. А ведь они-то как раз весьма доходоемкие, да и зерно наше уходит в цельном виде, как сырье.

К сложившемуся дисбалансу нас вели сознательно - такая была экономическая политика. Нам внушали: «Дело Казахстана - давать уголь, металл, нефть, хлеб, а то, что нужно народу, мы завезем вам из Прибалтики, Белоруссии и т.д.».

В сентябре того же года Н.Назарбаев выступил на XVI пленуме ЦК Компартии Казахстана по проекту Концепции самоуправления и самофинансирования Казахской ССР. Тогда, несмотря на всю сложность ситуации, никто не предвидел скорого распада Союза. Тем не менее, речь первого секретаря ЦК КПК уже, фактически, готовила республику к самостоятельному хозяйствованию:

«Перевод республики на самоуправление и самофинансирование - не дань моде, а важнейшее звено широкомасштабной программы преобразования всей нашей общественной жизни, крупный политический акт, направленный и на решение острых проблем межнациональных отношений.

Нет нужды скрывать, что реализация намеченного встретит немало трудностей. Слишком много накопилось у нас проблем социально-политического, исторического и экономического характера. Если оценить нынешние взаимоотношения союзных министерств с республикой, то иначе, как анахронизмом, их и не назовешь. Доходит до того, что центр утверждает нам даже рецепты приготовления национальных видов хлебобулочных изделий! Это уж не говоря о том, что Госплан страны планировал за нас все и вся, нередко не принимая во внимание возражения республики.

Сейчас отраслевое планирование продолжает «править бал». Оно по-прежнему не учитывает специфики регионов и не занимается решением проблем их комплексного развития. За примерами далеко ходить не стоит. Вследствие подходов, господствовавших не одно десятилетие, Казахстан, обладающий уникальными минерально-сырьевыми ресурсами, превратился в дотационную республику, не способную за счет собственных средств решать многие социальные вопросы. Около 44% товаров народного потребления завозится извне, объем платных услуг на душу населения составляет около 40% от нормативного уровня.

Узковедомственный, а точнее говоря, хищнический подход к освоению природных ресурсов привел к безвозвратным потерям ценных компонентов сырья, изъятию значительных земельных угодий под складирование отходов, полигоны и т.д. Интенсивное освоение регионов без необходимых природоохранных мер привело в ряде мест к необратимым разрушениям экосистемы, увеличению зон экологического бедствия, загрязнению воды многих рек и водоемов.

Чрезмерная централизация управления, диктат союзных министерств и ведомств вызвали также серьезные деформации структуры народного хозяйства, преимущественное развитие добывающей промышленности при существенном отставании обрабатывающих отраслей. Что же касается наукоемких и высокорентабельных отраслей - машиностроения, легкой и пищевой промышленности, то их удельный вес в республике самый низкий в стране (46% против 61% по СССР).

Производство изделий легкой промышленности на душу населения почти в 2 раза меньше, чем в среднем по СССР, в 3,4 раза - чем в Беларуси, почти в 4 раза - чем в Литве и Латвии и почти в 5 раз меньше, чем в Эстонии. Кстати сказать, режим наибольшего благоприятствования для этих республик в свое время считался вполне оправданным.

В структуре вывозимой из республики продукции 70% приходится на сырье, 12% составляют полуфабрикаты, а объем ввоза готовой продукции в денежном выражении превышает вывоз примерно в 2 раза. Значительно отставание от других республик в выпуске товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Велики диспропорции и в развитии отраслей агропромышленного комплекса. Ежегодно из республики в не переработанном виде вывозится до 10 млн. тонн зерна, до 60% объема заготовок кожевенного сырья, около 2/3 мытой шерсти и т. В то же время из этого сырья можно было произвести товаров народного потребления почти на 3 млрд. рублей».

В сентябре 1989 года, выступая на Пленуме ЦК КПСС в Москве, Н.Назарбаев дал жесткую оценку национальной политике Центра:

«Анализируя причины известных декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате, мы до сих пор стыдливо умалчиваем об одном очень важном аспекте, который, на наш взгляд, во многом спровоцировал экстремистские выступления. Я имею в виду состоявшийся накануне пленум ЦК Компартии, проведенный в худших традициях застойного периода, посвященный важнейшему для республиканской парторганизации вопросу - выборам первого секретаря ЦК, он продолжался ровно 18 минут. Должен сказать, что никто не имел ничего против кандидатуры Геннадия Васильевича Колбина, возмутило лишь полное пренебрежение к мнению даже партийного актива. Естественно, решение, принятое поднятием рук, без советов с людьми, вызвало негативную реакцию в республике. Ею не замедлили воспользоваться националистически настроенные элементы.

Кстати, с подобным волюнтаризмом мы в Казахстане сталкиваемся не впервые. В 1979 году массовые волнения в Целинограде также были вызваны совершенно неподготовленным, втихомолку принятым решением о создании на территории области немецкой автономии, которое затем срочно пришлось отменить.

К тому же ряду поспешных, непродуманных действий следует отнести известное постановление по Казахстану. В нем были допущены не только необоснованные, но и оскорбительные для народа формулировки. Например, фигурирует такое понятие, как «казахский национализм». Но может ли, в принципе, какой-либо народ в целом стать носителем этой антигуманной черты? Глубоко уверен, что нет. И не может быть национализма казахского, русского, узбекского, латышского и т.д., как не может быть и национальной демократии.

Выражая мнение коммунистов и общественности республики, прошу Центральный комитет пересмотреть эти ошибочные положения постановления, наносящие ущерб чести и достоинству казахского народа, бросающие тень на его интернациональную сущность».

Удивительно актуальны слова Н.Назарбаева, сказанные им на встрече с молодежью Алматы в январе 1990 года:

«Замыслы у нас очень широкие, начиная от активного развития разных форм собственности до организации совместных предприятий, выхода на внешний рынок. Недавно я побывал в Канаде и США и еще разубедился, какими поистине неисчерпаемыми возможностями обладает Казахстан для заключения крупных взаимовыгодных договоров с иностранными фирмами. Если мы сами начнем распоряжаться своей экономикой, то уверен, что дела пойдут намного быстрее, и это положительно скажется на уровне жизни казахстанцев.

Только не надо думать, что галушки сами посыплются в рот, как у гоголевского Пацюка. Коли надеемся стать равноправными партнерами Запада, то и работать надо по-западному. А работать там, вы знаете, умеют. И что характерно, где бы мы ни были, предприятия каких бы фирм не посещали - везде тон задают молодые, энергичные, предприимчивые люди.

У нас такого делового молодежного напора как-то не ощущается. Можно, конечно, винить в том и времена застоя, и порожденные ими инфантилизм, равнодушие юношей и девушек к общественным делам. Но дело сейчас не в том, чтобы искать виноватых, а в том, чтобы исправить положение.

У нас разрабатывалась серьезнейшая экономическая концепция, полностью нацеленная в будущее, направленная, можно сказать, на коренной переворот всего уклада жизни. А где же научные подходы молодых экономистов? Почему никто из них не предложил своих концептуальных разработок? Неужели причина только в отсутствии заинтересованности? Думаю, и в отсутствии должной квалификации.

Или взять научно-технический прогресс. Много ли имен молодых ученых-казахстанцев вы назовете, которые бы в последние годы внесли заметный, я уж не говорю - выдающийся, - вклад в это дело? То же самое в культуре, народном образовании. Ежегодно сотни учителей выпускаем, десятки журналистов, юристов, экономистов. Но все они стараются устроиться в Алма-Ате, в областных центрах, даже в ущерб полученной специальности. А кто же станет поднимать культуру и экономику казахстанской глубинки, где живет в основном коренное население? Кто окунется в реальную народную жизнь? Десятилетиями наши медицинские институты исправно поставляют отряды квалифицированных врачей, а когда начинаем подсчитывать, оказывается, что по уровню здравоохранения мы отстали от многих развивающихся стран. Дошло до того, что крошечная Литва посылает к нам врачебные десанты. Выходит, сами с антисанитарией и эпидемиями справиться не можем!

Так что же труднее - в городских, тепличных условиях печалиться о народных нуждах, горячо выступать на митингах в защиту людей, живущих в тяжелейших условиях, или собственными руками поднимать культуру и материальный уровень народной жизни? Думаю, ответ очевиден для каждого».

Сравнивая вышеприведенные отрывки из выступлений Н.Назарбаева, прозвучавших более четверти века назад, можно видеть, что его жизненные принципы, его забота о народе, особенно о молодежи, его экономические взгляды - в принципиальной части, -  совершенно с тех пор не  изменились. Возможно, этим и объясняется тот факт, что в Казахстане, начиная с периода перестройки и до сего дня, сохраняются мир и стабильность, царят согласие и взаимоуважение между этносами и конфессиями, успешно развивается экономика? Ведь, как известно, роль личности в истории стран и народов усиливается в критические периоды, а их мы, на памяти одного поколения, пережили немало. 

Сейчас читают