Информатизация государственного управления позволит обеспечить прозрачность деятельности Правительства

АНА. 14 июля. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/  -  Информатизация государственного управления позволяет не только повысить эффективность работы органов государственной власти, но и увеличить прозрачность деятельности
None
None

Правительства и расширить участие населения в деятельности государства. Поэтому этим вопросам у нас в стране уделяется большое внимание. Одной из главных организаций, реализующих проекты по информатизации государственного управления в Казахстане, является Агентство РК по информатизации и связи.

Создание IT-инфраструктуры у нас в стране началось с внутренней автоматизации бизнес-процессов самого Агентства РК по информатизации и связи.

Для полной автоматизации государственных органов были созданы внутриведомственные порталы, интегрирующие информационные системы и охватывающие функциональные задачи ведомств. Первыми среди министерств полную автоматизацию осуществили Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты населения, а также Агентство по управлению земельными ресурсами.

Следует отметить, что в некоторых европейских странах такой реестр создавался и наполнялся несколько десятилетий, у нас же при тесном сотрудничестве Агентства по информатизации и связи с Министерством юстиции такие национальные реестры, как государственные базы данных Физических и Юридических лиц, Адресный регистр - были созданы за 3-4 года. При этом надо подчеркнуть, что система документирования населения создавалась с 1994 года, но отсутствовала возможность доступа остальных государственных органов к необходимым ресурсам посредством электронного взаимодействия.

В целях обеспечения условий функционирования межведомственных систем Агентство РК по информатизации и связи обеспечило центральные аппараты госорганов защищенной транспортной средой по Астане. Реализация этого проекта позволила комплексно получать и такие сервисы, как видеоконференцсвязь, IP-телефония.

Для использования ресурсов созданных базовых компонентов «электронного правительства» необходима была единая точка входа (одно окно в Интернете) не только населения и бизнеса, но и самого Правительства. В силу данных причин, Агентством был запущен веб-портал «электронного правительства» (www.e.gov.kz ) для доступа к электронным услугам государственных органов.

Так, 21 июля 2006 года был осуществлен запуск в эксплуатацию 1-ой очереди веб-портала «электронного правительства». 15 декабря  2006 года завершилась реализация четвертого информационного этапа с предоставлением на портале более 900 информационных услуг.

Среди решенных в 2007 году задач 2-ой очереди можно назвать  обеспечение интеграции с базовыми компонентами инфраструктуры «электронного правительства» и ведомственными информационными системами в рамках  реализации интерактивных услуг. Результатом реализации данных шагов стал запуск мобильной версии портала, а также версии портала для информационных киосков. Тогда же были реализованы механизмы предоставления четырех государственных электронных услуг, в числе которых: получение справки о наличии прав на недвижимость,  налоговой задолженности, информации по обязательным пенсионным взносам и соцотчислениям.

За последние годы посредством веб-портала «электронного правительства» были проведены 8 Интернет-конференций по злободневным вопросам, волнующим население. В 2007 году состоялась первая Интернет-конференция с участием Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В последующем были организованы такие же конференции  с участием представителей различных государственных органов.

В целях предоставления государственных электронных услуг посредством веб-портала Агентством была проведена интеграция модулей с Единой системой электронного документооборота и государственными базами данных, информационными системами «Государственный земельный кадастр» и «Интегрированная налоговая информационная система».

Исходя из опыта таких стран, как Сингапур, Корея, Эстония и Канада, можно отметить, что переход от информатизации отдельных секторов экономики к информационному обществу имеет долгосрочную перспективу и состоит из 4 этапов: информационного, интерактивного, транзакционного и конечной цели - достижения информационного общества. Ориентируясь на этот опыт, процесс реализации программ по формированию «электронного правительства» в Казахстане был разделен на следующие периоды:  2005-2007 годы - формирование «электронного правительства», 2008-2010 годы -  его дальнейшее развитие.

Так, в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства» на 2005-2007 годы Агентством, совместно с заинтересованными центральными и местными исполнительными государственными органами была создана базовая надведомственная информационная инфраструктура, позволяющая осуществлять оказание электронных услуг для граждан и бизнеса.

К 2008 году были сданы в эксплуатацию 7 информационных систем, из стартовавших ранее 6 IТ-проектов. Кроме того, был инициирован проект электронного лицензирования, внедрение которого в практику запланировано на 2010 год.

В 2009 году введен в практику еще 1 проект - Регистр недвижимости, к концу  текущего года планируется ввод проекта межведомственного уровня - Платежного шлюза.

Реализация Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы была направлена на достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Республике Казахстан. В рамках Программы был организован процесс обучения населения компьютерной грамотности, тестирования и выдачи сертификатов.

На 2008 год было обучено 330 000 человек, то есть сертификаты получили 5,7% населения,  план был перевыполнен.

В текущем году работа по наполнению казахстанского сегмента сети Интернет информационными ресурсами приобрела более комплексный и системный характер.

В данном направлении  осуществляется деятельность в рамках разработанной и утвержденной Концепции развития казахстанского сегмента сети Интернет. Решение поставленных задач при их системном воплощении согласно данной Концепции модернизирует Интернет-пространство страны, создает условия для адекватного ответа на глобальные вызовы современного мира с решением ключевых задач по продвижению бренда Республики Казахстан в мировом информационном пространстве.

Как известно, государственная власть не может решать все задачи госуправления только из центра, ее структуры расположены и в регионах. В этой связи, на основе типовой программы создания «электронных акиматов», развивается и региональное направление Госпрограммы. На сегодняшний день лидерами среди акиматов, внедривших межведомственный документооборот с применением электронной цифровой подписи и направляющих письма в центральные исполнительные госорганы в электронном формате, являются акиматы Костанайской, Павлодарской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей.

Надо отметить, что задачей отраслевой Программы на 2009-2010 годы является не только развитие услуг «электронного правительства», охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов, но и реализация транзакционных услуг «электронного правительства».

В этой связи следует подчеркнуть, что предоставление интерактивных услуг является результатом интеграции функционирующих на сегодня ведомственных информационных систем без механизмов интерактивной оплаты, вследствие чего возникла потребность в дальнейшем продвижении услуг автоматизированной системы «Платежный шлюз «электронного правительства», таких - как оплата налогов, штрафов, пени и т.д.

Интернет-платеж удобен тем, что позволяет, к примеру, оплатить налоги человеку, находящемуся в любой точке мира. Для этого нужно только набрать адрес Платежного шлюза в Интернете либо Портале «электронного правительства». Еще один немаловажный аспект - пользователь должен быть зарегистрированным на портале «электронного правительства» и иметь электронную цифровую подпись  Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

В странах с развитой экономикой, таких, как Швеция, Дания, Норвегия, США, Сингапур  и других, оплата государственных услуг банковскими магнитными картами - давно вошла в практику. В Казахстане же подобный проект реализуется впервые.

Сейчас оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется гражданами преимущественно за наличный расчет через расчетно-кассовые отделы банков второго уровня (РКО), которых, к примеру,  в сельской местности, немного. Понятно, что ситуация не может оставаться таковой.

Самым ожидаемым событием этого и следующего года является создание единой точки приема заявок на получение и выдачу государственных лицензий гражданам и организациям на осуществление всех видов деятельности и введение единой государственной базы данных лицензиатов.   Уже сегодня, в опытной эксплуатации находится Государственная база данных «электронное лицензирование».

Но на этом продвижение «электронного правительства» не останавливается, речь идет лишь о завершении очередного программного этапа в создании информационного общества.

Сейчас читают