Настройки пользователя
Настройки пользователя
+7 (701) 759 90 19 Лента
USD 371.56 EUR 422.43
RUB 5.56 CNY 53.51
Новости

БАРЛЫБАЙ БАТЫР

25 Ноября 2009 09:22 84
Поделиться:

Барлыбай Тауасарулы (1690-1770) - знаменитый батыр, вождь, именитый деятель. Происходит Баганалы Найман  рода Жаугашты. Родился и жил примерно в 1690-1770 годы в Улытауском регионе Центрального Казахстана.

Барлыбай Тауасарулы учился в Карнаксом медресе под Туркестаном, Ургенчском медресе, знал арабский, персидский, древнетюркский языки. Будучи полководцем рода Шомекей Малого жуза возглавлял войска, давших отпор русским, калмакским, тюркским войскам, воинам ханств Коканда и Хивы. Его отец Тауасар - знаменитый батыр, воевал с калмыками, а мать Гульсим - младшая сестра не менее именитого башкирского батыра Карасакала.

О подвигах и авторитете Барлыбая батыра в народе сложены много легенд. Среди них особо полную информацию может дать нижеследующие строчки из дастана «Тарихат» акына Шади торе Жангирулы, который оставил после себя богатые данные устного фольклора.

«Есть из шапырашты Наурызбай,

Рядом и из найманов - Барлыбай.

Вдобавок к ним присоединился,

Послом из Малого жуза Есет батыр...», - воспевал он Барлыбая батыра вместе с другими знатными людьми, посланными на важнейшие переговоры в Китай, представлявших весь цвет трех жузов. Данное событие имело место до 1749 года, которое подчеркивается в сказании Шади торе высокий авторитет и рассудительность Барлыбая батыра.

Барлыбай батыр принимал участие в национально-освободительной борьбе в начале XVIII века, в ходе которого батыр, был признан  представителями  трех жузов - полководцев, настоящим героем своего народа, достойным этого высокого звания. В этих же боях принимал и тархан Шакшак Жанибек, который являлся выходцем из простого люда, достигший ханских почестей.

Народный поэт Иманжан Жылкайдаров в своей собранной из фольклорных преданий поэме «Шакшакулы Ер Жанибек» подчеркивает, что Барлыбай был в рядах знатных батыров, выступавших против захватчиков казахских земель. Лейтмотивом данного эпического произведения послужили события, в ходе которых казахские войны в жестоких боях в 1726-1731 годы давали достойный отпор джунгарам, одержали окончательную победу над врагом. Это - именно тот период, когда Барлыбай достиг зрелого возраста, был признан достойным полководцем, значит можно предположить, что ему в то время исполнилось 35-40 лет. Соответственно, не будет ошибкой, если считать год рождения Барлыбая Тауасарулы примерно 1690 год.

В сохранившихся народной памяти сказаниях утверждается о том, что посол и полководец Барлыбай был признан и ханом. К данному факту историки и исследователи относят следующие факты: во-первых, в то время высокое имя «хан» являлось не простой прихотью для возвышения положения властителя, либо угодничеством перед ним, а именно - выражением всеобщего восхищения и признания его заслуг перед народом. Подобного признания, более того выходца из простых людей и явившегося защитником и опорой народа лидер добивался достойным поведением, подвигами и отважностью, поистине всенародной любовью. А корни подобного подхода к настоящим батырам-полководцам и властителям из народа лежат глубоко в истории, и служит в некотором роде даже преемственностью не зыблемых порядков управления в жизни кочевников.

Во-вторых, имеются ряд документов, если не напрямую, то хотя бы косвенными доказательствами подтверждающих об его приходе к власти. 8 июля 1749 года на встречу для ведения переговоров с генерал-губернатором И.И.Неплюевым прибывают в Оренбург многочисленная делегация родоначальников и авторитетные представители трех жузов во главе с Нуралы ханом, Бокенбай батыром и Жанибеком тарханом.

В ходе переговоров И.Неплюев часто и долго беседует с Жанибеком о политической обстановке, поклявшихся верности царю и входящих в состав Среднего жуза родов, расспрашивает о ситуации среди племен Баганалы Найман, которыми правил до смерти Абулхаир хана Барак султан. Жанибек докладывает генерал-губернатору о том, что в связи с побегом султана Барака найманцы изберут другого правителя. К тому же заявляет, что, несмотря на беспокойство родов из-за событий, связанной с гибелью Абулхаир хана, баганалинцы ведут тихую и мирную жизнь, остаются верными царю.

Эти факты приводятся в книге «Россия и казахское ханство в ХVІ-ХVІІІ вв.» известного историка В.Я.Басина, основанных на реальных документах тех времен из царского архива. После Барака правил родом Баганалы не султан из потомков хана, а проявивший себя из лучших сторон выходец из простого народа - Барлыбай батыр. К тому же и возраст Барлыбая батыра, и его непререкаемый авторитет среди казахской общественности того времени, и его право согласно национальным традициям является полной основой для такого утверждения.

Согласно установившимся традициям - народ поднял Барлыбай батыра на белой кошме, и признал ханом. Подтверждается данное событие книгой А.Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей», названным «Геродотом казахских степей», который был опубликован в 1832 году в Петербурге.

Провозглашение Барлыбай батыра ханом подтверждается также и в устном народном творчестве, и имеются достаточное количество письменных подтверждений. К тому же правдивость данного факта подтверждают и другие косвенные доказательства не менее известных историков. Известно, что Баганалы Барлыбай хан умер в возрасте за восемьдесят лет, о чем акын Жанкиси сообщает в своем соболезновании в форме стиха его жене Таншолпан. Это событие происходило примерно к 1770 году.

Сохранилась его стихотворная форма, дошедшая до нас из устных преданий. Автором является Жанкиси Кошекулы из племени Ашамайлы рода Керей Среднего жуза. Оставивший после себя огромное поэтическое наследие. Жырау жил примерно в 1716-1792 годы. В эпоху джунгарских нашествий участвовал во многих походах, пламенными стихами воодушевлял дух наших воинов, вёл активную пропагандистскую работу. С Барлыбаем был знаком с юношеских лет.

О Барлыбае Тауасарулы упоминается в летописях также и Сегиз сере Шакшакулы, Ахмет ишан Оразайулы. Сегиз сере посвятил исторический дастан «Барлыбай хан». Воспевали подвиги Барлыбая Тауасарулы такие поэты и писатели, как вышеупомянутый Жанкиси (Жанкиса) Басыбайулы, Абуталип, Балтекей Корганулы, Кожабай Токсанбайулы, Мукан Балтекейулы, Тайжан Калмаганбетулы, Шеген, Канафия и др.

Яркий жизненный пример, праведные дела и геройские поступки Барлыбая Тауасарулы в XIX веке достаточно полно отражены в устной литературной форме. Среди людей до сих пор сохранились в памяти много воспоминаний и сказаний о Барлыбай хане.

 

  

Источник:

Книга К.Ахметова, «Ұлы Даланың Ұлытауы» - Омск, 1999 г.

Подписывайтесь на наш канал:

Ключевые слова:
Поделиться:
Загрузка...
...
Читайте также
Загрузка...
Сотрудники онлайн
Редактор
Гульмира Байзакова
Гульмира Байзакова
954-047
Редактор
Багдат Хасенова
Багдат Хасенова
954-047
Редактор
Ринат Дусумов
Ринат Дусумов
954-047
Архив