Атырауский НПЗ увеличивает выпуск АИ-92 до 22 000 тонн в месяц - главный инженер АНПЗ Денис Козырев

None
None
ЫРАУ. 21 сентября. КАЗИНФОРМ /Андрей Соколов/ - Дефицит бензина на заправочных станциях достиг самого нефтеносного региона Казахстана - Атырауской области. На АЗС в настоящее время в свободной реализации лишь дизельное топливо и бензин марки АИ-80.

Высокооктановый бензин - АИ-92 и АИ-95 - отпускается по талонам. В свободной продаже топливо изредка появляется лишь в сети АЗС «ҚазМұнайГаз-Өнімдері».

Но, если в большинстве регионов нехватка бензина объясняется его недопоставками с перерабатывающих заводов, то в Атырауской области нефть не только добывается, но и перерабатывается на одном из трех действующих в стране заводов. Как обстоят дела на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе? Что предпринимается на предприятии для предотвращения дефицита высокооктанового бензина? На этот и другие вопросы корреспондента Казинформа отвечает главный инженер АНПЗ Денис Козырев.

- Денис Вениаминович, многие автовладельцы, сталкиваясь с дефицитом топлива на АЗС, обвиняют в его нехватке нефтепереработчиков. Насколько такое обоснованно?

- К сожалению, эти обвинения не совсем обоснованны. Дело в том, что наш завод не имеет своей нефти, а значит и бензина. Мы работаем на условиях процессинга. Это когда давальцы- владельцы нефти, заходят к нам на предприятие со своей продукцией. Перерабатывают ее и затем реализуют.

- Хорошо. Но все равно перерабатывает завод. Сколько вы переработаете, столько и будет в конечном итоге реализовано на АЗС. Как в этом году обстоят дела с переработкой нефти?

- На 1 сентября мы переработали 2 863 000 тонн нефти. Выработано 348 133 тонны бензина. В том числе АИ-80 - 214 588 тонн, АИ-92 - 127 384 тонны, АИ-95 - 6 661 тонна. Что немаловажно, впервые в своей истории доля высокооктанового бензина в общем объеме его производства превысила 50 процентов. Кроме бензина, на 1 сентября произведено 878 738 тонн дизельного топлива.

При этом, все-таки, не стоит забывать, что в настоящее время на заводе идет широкомасштабная реконструкция. Естественно, это вносит свои коррективы в работу завода. Но, ведя реконструкцию, мы не только не остановили завод, но и не снизили объемы переработки нефти.

- Немало говорилось, что после принятия закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», основной смысл которого -убрать из бензинового бизнеса многочисленных посредников, не имеющих заправок, нефтебаз, а просто покупавших, а затем перепродававших топливо по завышенной стоимости, владельцы горючего прекратили его отгрузку с завода. Насколько это верно?

- Действительно, при вступлении в силу этого закона часть компаний приостановила отгрузку. Причина - достаточно малый срок, всего 10 дней, который прошел от опубликования до вступления в силу закона. Не все компании, не все давальцы успели получить акцизную карту. Горючее начало скапливаться на заводе. Это повлекло затоваривание резервуаров. Нам пришлось на несколько дней остановить одну установку первичной перегонки нефти.

- Можно ли говорить, что эта проблема решена?

- По бензину фактически решена.«ҚазМұнайГаз Өнімдері» ежедневно вывозит на АЗС до 400 тонн бензина. На заправках этой компании бензин отпускается свободно. Но только одна компания не в силах закрыть все потребности области в горючем. Тем временем, у нас возникла другая проблема. Из-за нехватки железнодорожных цистерн владельцы дизельного топлива резко сократили его вывоз с нефтеперерабатывающего завода. На сегодня в резервуарах АНПЗ хранится 30 000 тонн дизельного товарного топлива. Ежедневно мы еще вырабатываем порядка 5 000 тонн дизельного топлива. Но, к сожалению, вывозится его в день порядка 4 000-4 500 тонн. Не хватает просто-напросто подвижного состава. Вагонов-цистерн. Это приводит к тому, что происходит затоваривание резервуарного парка. Что ведет к снижению производительности всего завода. Мы производим и не отгружаем. Страдает и завод, и потребитель, своевременно не получающий дизельное топливо.

- Насколько известно, Атырауский завод в основном перерабатывает тяжелую мангышлакскую нефть, выход из которой светлых нефтепродуктов очень низкий. Одно время завод перерабатывал легкую нефть из Российской Федерации. Но сегодня, насколько мне известно, эта переработка прекращена. Почему? И есть ли какие-то перспективы, что к вам будет поставляться легкая нефть?

- Действительно, у нас снизилось количество легкой нефти, которая подавалась на переработку давальцами из России. Причина в том, что цена на российскую нефть выросла и давальцам стало невыгодно привозить ее в Казахстан на переработку. Мы пытаемся восстановить объемы легкой нефти. Договариваемся о том, чтобы поставлять нефть местного месторождения Мартыши. Либо легкую актюбинскую нефть. Тем самым мы увеличим выход легких нефтепродуктов.

- А можете объяснить разницу между легкой и тяжелой нефтью?

- Из легкой нефти вырабатывается 40 процентов бензина и 40 процентов дизтоплива. А из тяжелой мангышлакской нефти, которую перерабатывает АНПЗ, вырабатывается всего 9 процентов бензина и 27 процентов дизтоплива. Остальное - темные нефтепродукты. Но, даже работая на тяжелой нефти, мы постоянно пытаемся увеличивать объемы выпуска высокооктанового бензина.

- Поясните, каким это образом?

- Сейчас мы остановили установку каталитического риформинга - основной источник получения высокооктанового компонента. Проводим процедуру регенерации на этой установке. Она выйдет на обычный режим 25 сентября. Это даст нам дополнительный выход высокооктанового компонента. И мы начнем выпускать больше бензина АИ-92. Если по цифрам, то по сравнению с августом и будущим октябрем - с 14 000 тонн мы увеличим выпуск высокооктанового бензина АИ-92 до 22 000. тонн в месяц.

Сейчас читают