В Казахстане назрела необходимость модернизации управления в сфере образования - заседание по вопросам школьного менеджмента в Алматы
современных технологий и внедрение передовых методик управления человеческими ресурсами. Об этом говорили участники заседания «Школьный менеджмент: эффективное управление и качественное образование», прошедшего накануне в Алматы, в Клубе института политических решений (КИПР).
В заседании приняли участие директора государственных и частных школ, представители высших учебных заведений, образовательных НПО и СМИ. Они проанализировали примеры из практики эффективного управления школой, обозначили основные проблемы школьного управления и образования, определили необходимые меры для повышения качества управления организацией.
Так, по мнению модератора КИПРа Ерлана Смайлова, сегодня скорость трансформации общества и экономики существенно превышает скорость трансформации системы образования. «Обычная средняя школа не вписывается в новую реальность становления рыночной экономики и гражданского общества, она отстает по скорости изменений. Можно сказать, что у нас сегодня модель образования не ученико-центричная, а административно-центричная», - считает Е.Смайлов.
Как отметила директор общественного фонда «Социальная динамика» Елена Ожго, должен меняться менталитет не только учителя, но и всего общества. «Институт школы по структуре своей сохранил старые позиции, он сидит в сетке своего вертикального управления: министерство образования - департаменты образования и т.д. Ни в одной образовательной системе мира этого уже нет. Там общество является заказчиком, поэтому наверху всегда есть городской школьный совет, а уже под ним департамент образования», - сказала она. По ее мнению, именно попечительские советы должны быть на уровне закона вынесены на самый верх системы управления и являться заказчиком от имени общества.
Вопрос попечительских советов вызвал большую дискуссию среди участников заседания. Президент ОФ «Ұлағатты жанұя», заместитель председателя Ассоциации родителей РК Марианна Гурина отметила, что в Казахстане появляется новая программа, которая включает, прежде всего, новый менеджмент. «Новый менеджмент - это, прежде всего, попечительские советы. Директора школ не могут понять, что эти советы являются защитниками школы», - заявила М.Гурина.
Директор средней школы №77 Оксана Белкина принципиально не согласилась с этой позицией. «Сегодня, чем старше становится ребенок, тем дальше родители уходят от школы. Если родители вернутся в школу и начнут действовать родительские комитеты, которые будут настроены в помощь школе, никаких особых попечительских советов создавать не нужно. Это будет очередной надзирательный орган над школой. Очень много тех, кто надзирает - прокуратура, финансовая полиция, родители, и все на нас пишут, со всех сторон. А тут еще будет попечительский совет», - сказала она.
По словам председателя алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-намыс» Ирины Смирновой, казахстанская система образования закрыта и авторитарна. «Сама структура такова, что общество не допускается к решению каких-либо вопросов, даже незначительных. Поэтому попечительский совет, о котором говорят, никому не интересен, и никто не будет слушать его советы. Полтора года назад мы вместе с другими НПО поднимали вопрос о том, что необходимо государственно-общественное управление образованием, может быть, даже общественно-государственное», - отметила И.Смирнова.
По мнению Е.Смайлова, необходимо изменение парадигмы школы, самой идеи школы. «Парадигма, которая сегодня есть, исторически устарела институционально. Необходим переход: «Школа гражданского общества - гражданская школа - школа граждан», озвученный зарубежными специалистами. Школа должна стать ученически-центричной, потому что это человеческий капитал, это будущее страны. Здесь говорилось о том, что государство - заказчик, а школа - исполнитель. На самом деле государство - посредник, общество - заказчик», - считает модератор КИПРа.
По статистике, частных школ в Казахстане - 1,5%, и они не дадут масштабного решения. Средняя государственная школа, которая сегодня есть, не готова воспринять общество, и общество должно войти в школу. Это принципиальные вещи. «По механизмам реализации - это могут быть попечительские советы или какие-то управляющие советы. Есть опыт Европейского союза, там они называются комитеты, форумы. Есть совещательные советы, как в Бельгии, Норвегии, Голландии. Есть наделенные полномочиями по текущим вопросам - Дания, Испания, Италия. Есть школы, по сути, с принципом самоуправления - это английский опыт, Ирландия, Швеция, Финляндия», - отметил Е.Смайлов.
А по мнению писателя Каната Кабдрахманова, подражание Западной Европе или США - это дорога в тупик. «Как бы мы ни старались подражать высокоразвитым цивилизациям и имитировать их стиль поведения, жизни, философии, у нас ничего не получится. Но, если мы будем думать и действовать в направлении построения собственной цивилизации, как это сделала, допустим, Малайзия, то нас будут уважать и, самое главное - мы сами себя будем уважать. Увы, мы наступаем на одни и те же грабли, всегда заканчиваем дискуссию вопросом, почему и это у нас не получается? Каждый раз мы имеем дело с тем, что пытаемся привлечь формы, где-то успешно работающие, к нашим условиям. Но эти формы и наша ментальность не совпадают», - подчеркнул писатель.
Подводя итоги заседания, его участники сошлись во мнении, что школа должна быть мобильной, универсальной, давать фундаментальные знания. Было предложено создать рейтинг учителей внутри школ, внедрить руководство, основанное на совместном принятии решений, на развитии творчества учителей, использовать инновации и эксперименты.
«Безусловно, важна личность лидера - директора школы. Понятно, что невозможно с первого курса воспитать директора - ему надо поработать учителем. Здесь должна быть какая-то двухступенчатая система образования для управленцев - как в бизнесе или на производстве», - подытожил модератор КИПРа Е.Смайлов.