Жаныл Мукашова: Конкурсный отбор по грантам НПО был объективным

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - По итогам заседания экспертной комиссии государственных грантов для НПО НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и Министерства по делам религий и гражданского общества, Жаныл Мукашова  поделилась своими впечатлениями о конкурсе.

 В настоящее время Жаныл является менеджером программ Благотворительного Фонда Булата Утемуратова «Асыл Мирас». Ранее Жаныл Мукашова руководила программой поддержки социальных услуг общественного фонда «Бота», в рамках которой выделялось грантовое финансирование НПО, работающим в области защиты прав детей и молодежи.

Жаныл имеет огромный опыт в неправительственном секторе, последние 15 лет работает в области международных программ развития Центральной Азии, эксперт по вопросам защиты детства и юношества, имеет широкий опыт операционализации крупномасштабных многомиллионных международных программ развития.

- Как проходил конкурсный отбор? Является ли процесс отбора объективным?

- Конкурсный отбор проходил согласно Правилам предоставления грантов неправительственных организаций и осуществления мониторинга за их реализацией, утвержденным приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстана от 25 декабря 2015 года № 413.

НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» полностью обеспечил прозрачность конкурсных процедур. Я получила проекты организаций-грантоискателей своевременно, следовательно, у меня была возможность детального изучения и независимой оценки проектов.

Работа экспертной комиссии была организована профессионально. У экспертов была возможность обсуждения спорных вопросов во время заседания. В случае спорных итоговых оценок, часть проектов дополнительно изучалась и оценивалась другими экспертами для обеспечения прозрачности и объективности.

Процесс отбора был объективным, согласно утвержденным правилам. Тем не менее, я бы рекомендовала обсуждение возможных изменений в правила и процедуры в силу их ограниченности и слабости. Я думаю, что здесь есть поле для обсуждения существующих правил и процедур. В целом, да, процесс отбора был объективным и соответствовал утвержденным правилам и процедурам.

- Как Вы оцениваете работу экспертной комиссии?

- Состав экспертной комиссии был разносторонний. Эксперты были профессионалами в тех направлениях, по которым они изучали и оценивали проекты. В целом, я бы характеризовала работу экспертной комиссии, как положительную. Можно было бы организовать ориентационную встречу для экспертов для предоставления им более детальной информации по целям, задачам, содержанию конкурса, критериям оценок проектов.

- Что Вы можете сказать о качестве заявок, предоставленных на конкурс? Изменился ли их уровень со времен конкурсов ОФ «Бота»?

- Качество заявок, к большому сожалению, было низким, я бы даже сказала очень низким. Малое количество заявок было с четким определением цели, задач, деятельности проектов. Хорошо было видно, что большинство НКО не вовлекают целевые группы в определении проблем, приоритетов  - проекты ради проектов, а не для удовлетворения потребностей целевых групп. Ожидаемые результаты проектов были неясными. Отдельно необходимо отметить о слабости индикаторов проектов, у 99% проектов не определены качественные индикаторы, их просто не было. Я думаю, что слабость проектов связана с отсутствием технической помощи для НКО.

ОФ «БОТА» наравне с финансированием проектов предоставлял техническую поддержку НПО в виде широкого спектра обучения, и это помогало НКО в разработке и реализации качественных проектов. Думаю, что было бы здорово, если бы НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» добавил компонент технической помощи НКО в свою деятельность на будущее.

- На что Вы, как член экспертной комиссии, обращали особое внимание при оценке заявок?

- Я изучала и оценивала проекты исключительно согласно критериям оценок. Я считаю, что, если эксперт будет оценивать проект вне зоны критериев и оперировать категориями «нравится» или «не нравится» - это лоббирование проектов. В данном конкурсном отборе никакого лоббирования не было, и не могло быть. Было отрадно, что все эксперты очень детально изучили проекты и объективно оценивали согласно критериям оценок.

Был вопрос относительно самих критериев оценок, часть критериев требует четкой формулировки и обоснования, и возможно объединения с другими критериями, т.е. на будущее необходимо обсуждать и вносить изменения для улучшения качества критериев.

- Что, по Вашему мнению, нужно улучшить в следующих конкурсах?

- Во-первых, необходимо предоставление помощи НКО в виде обучения. Обучение должно быть разного уровня для разных НКО. Для большинства организаций необходимо обучение по разработке и управлению проектами, финансовому управлению, мобилизации местного сообщества, определению потребностей целевых групп, мониторингу и оценке, и др.

Во-вторых, необходимы информационные кампании в регионах Казахстана для обеспечения доступа к информации по конкурсу. Из некоторых регионов Казахстане не было ни одной заявки НКО, возможно, что до них информация не доходит. Для широкого информирования НКО по конкурсу НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» я бы рекомендовала организацию вебинаров для НКО.

В-третьих, необходимо усилить и систематизировать критерии оценок проектов. Более того, в зависимости от программного направления, можно было бы ввести специфические для каждого программного направления критерии.

В-четвертых, думаю, что ориентационная встреча для членов экспертной комиссии по целям, задачам конкурса и критериям оценок проектов усилила бы систему оценки в целом.

В-пятых, я против краткосрочных проектов, как в данном конкурсе. НКО необходимо дать возможность качественной реализации проектов для получения реальных результатов.

В-шестых, с увеличением количества профинансированных проектов НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» необходимо подумать о внедрении специализированной информационной системы для управления грантами и мониторинга проектов.

- Что Вы думаете в целом о государственной поддержке НПО в виде грантового механизма.

- Государственная поддержка НКО через грантовый механизм - это огромный потенциал и возможность для НКО в реализации социальных проектов. Думаю, что НКО должны использовать эту возможность для генерирования инновационных идей, внедрения новых методик, инструментов, внедрения и распространения лучших практик, пилотирования лучших моделей услуг, внесения системных изменений. Этот механизм - лучший инструмент для построения профессионального партнерства между государством и НКО. Желаю всем НКО успехов! Пусть активно участвуют в конкурсах и меняют жизнь к лучшему!!

Сейчас читают