Запрет на параллельный импорт не оправдал себя - депутат

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Запрет параллельного импорта привел к высоким ценам на многие товары в Казахстане. Об этом сообщила депутат Мажилиса Парламента РК Гульнар Бижанова в своем депутатском запросе министру национальной экономики РК Тимуру Сулейменову на пленарном заседании палаты, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«С 2015 года Республика Казахстан в связи с заключением Договора о Евразийском экономическом союзе и гармонизацией национального законодательства перешла на применение регионального принципа, то есть ввела запрет на «параллельный импорт». Защищенность рынка от несанкционированного правообладателем импорта предполагала повышение инвестиционной привлекательности для создания правообладателями рабочих мест и размещения производств. Однако, что фактически получила страна за прошедшие 3 года запрета «параллельного импорта»? Компания «Тойота Мотор Корпорейшн», как один из правообладателей, открыла сеть дилерских центров на территории Казахстана. В то же время, обслуживание казахстанцев в этих дилерских центрах, обходится в круглую сумму и не имеет альтернативного конкурентного выбора. Владельцы товарного знака беспрепятственно могут повышать цены на автозапчасти. Сравнительный анализ ценовой линейки запчастей в дилерских центрах и независимых импортеров показывает разницу от 200 до 500 процентов», - сказала Г.Бижанова.

По ее словам, такая же ситуация сложилась в фармацевтической отрасли. К примеру, лекарство для лечения онкобольных «Фазладекс» в розничной продаже в аптечной сети Турции стоит в казахстанской валюте 61 982 тенге. Но в Казахстан его завести уже нельзя. Действует региональный принцип исчерпания прав. При его закупе «СК-Фармация» вынуждено соглашаться с установленной ценой 205 275 тенге, а в розничной продаже этот препарат стоит уже 298 996 тенге. Итого превышение стоимости составляет 482 процента. И это лишь единичный случай. В целом, сравнительный анализ цен по фармацевтическим препаратам показывает разницу до 550 процентов.

Депутат отметила, что производители, владельцы товарных знаков, могут устанавливать цену для Казахстана значительно выше, чем другим странам, отказать в её снижении и даже в поставке в Казахстан.

Г.Бижанова напомнила, что Протокол Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2016 года позволяет странам участницам для отдельных видов товаров установление изъятий из регионального принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак. Для этого стране-инициатору подобного изъятия, необходимо доказать, что конкретные виды товаров не доступны на внутреннем рынке Союза, доступны в недостаточном количестве, по завышенным ценам, а также в иных случаях, исходя из экономических интересов государств-членов Союза. Примеров такой ситуации, аналитических данных по внутреннему рынку предостаточно, однако решения вопроса в виде предложений по изъятиям в Евразийскую экономическую комиссию от Казахстана до сих не представлено.

В заключение Г.Бижанова попросила обратить внимание на необходимость скорейшего принятия решения по определению позиции страны в данном вопросе в Евразийском экономическом союзе, и создания условий для развития справедливой конкуренции на нашей территории.

фото:parlam.kz

Сейчас читают