Владыслав Соколовский: Казахстан - страна, где рождается лучшее будущее

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Для поляков, а для польских историков особенно, исторический опыт образования  казахами государства, затем восстановления и развития его в качестве независимого субъекта международных отношений понятен и близок, отметил бывший посол Польши в Казахстане Владыслав Соколовский.

«Стоит вспомнить, что потерю независимости и государства поляки и казахи самым болезненным образом испытали в XVIII веке, в течение 123 лет находясь в составе одной империи - Российской. Вновь обретенной Польшей независимости исполнится 100 лет в ноябре 2018 года», - отметил Владыслав Соколовский.

По его словам, своеобразный европоцентризм в современном мышлении, науке и общественном сознании проявляется путем ассоциирования цивилизованности с оседлой жизнью. Номад - якобы не приобщен к культуре и достижениям человечества, пока не откажется от своей мобильности. Номад, мол, не в состоянии образовать государство, определение которому дают три составные: территория, население и власть.

«В своем труде «В потоке истории» Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации, Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно, прямо и косвенно затрагивает вопрос сочетания номадизма и оседлости казахов для сохранения их идентичности, решения современных вопросов государственного строительства и социально-экономического развития. Глава государства с точки зрения правильности выбора пути в будущее утверждает и одновременно предостерегает», - отмечает В. Соколовский.

«Оценивая казахскую историю в этот наиболее продолжительный период этнического существования, мы должны отказаться от целой массы стереотипов и адекватно осмыслить, какие особенности традиционного казахского общества «впечатались» в современный облик нации и в чем особенности этого многовекового влияния», - пишет Президент Казахстана. Таким образом, верность выбора будущего основывается на точном, правильном прочтении сообщений, следующих как из прошлого, так и из настоящего страны, в условиях постоянно меняющегося мира.

При таком подходе нельзя не согласиться с казахским автором фразы: «Казахстан - страна, где рождается будущее», считает политик. Такое видение основывается на представлении о цивилизационных процессах неназванной до сих пор новой эпохи, лучшее определение которой, в сравнении со всеми известными характеристиками дает понятие: «всеобъемлющая мобильность». В технологическом и физическом, социальном и демографическом, политическом, культурном и ментальном смыслах. Теории «нео-номадизма» становятся не только модными, но интересными и плодотворными инструментами анализа настоящего и прогнозирования будущего.

«Характеристика внутреннего и внешнего положения будущего Казахстана не может быть полной и верной, если за исходную основу анализа не принять сложившуюся в течение веков идентичность казахов и других этносов Казахстана. Амбициозные прогнозы развития страны до 2050 года с целью создания общества благоденствия на основе сильного, независимого государства, с высокоразвитой экономикой и возможностями всеобщего труда, с вхождением Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира действительно реальны. Но это случится при условии учета объективного вызова современности, который заключается в том, чтобы сделать человека по-настоящему мобильным, то есть сформировать Homo mobilis», - продолжает Владыслав Соколовский.

Относительно демографической мобильности необходимо отметить, что предполагаемый 20-процентный прирост населения Казахстана будет сопровождаться не простой заменой поколений «у станка», но проявлением новых черт общественного сознания и сильным ростом социальных ожиданий. Пространственная мобильность и увеличение городского населения до 70 процентов вызовет новые социальные различия. Только эти два процесса, не говоря о других, например, внешних факторах, вызовут необходимость значительного увеличения мобильности в сфере образования и профессиональной подготовки к меняющимся условиям труда. Область трудоустройства и занятости будет отличать не столько новая динамика, сколько новое качество изменений, нацеленных на человека многих профессий и умений, способного свободно перемещаться и выполнять высококвалифицированную работу, связанную, как с умственным, так и физическим трудом, подчеркивает эксперт.

В вышесказанном четко видна взаимосвязь динамики, мобильности и движения с открытостью и свободой, так как показывает исторический опыт, замещение динамики в истории статикой, сопровождалось ограничением свободы и созданием закрытых, неспособных к прогрессу обществ. По его мнению, вопрос об открытости информационного пространства и транспарентности управления на всех уровнях государственной власти присущ многим странам. Он зависит от различных внутренних факторов и не всегда поддается однотипному регулированию, особенно извне и по утвержденному графику. Процесс формирования современного общества и эффективного государства в Казахстане в течение последних 25 лет реализуется успешно. Согласно Стратегии-2050, происходит дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии с возникновением нового типа государственного управления.

«Составной частью характеристики современного Homo mobilis является толерантное отношение к другому человеку, его культуре, традициям, языку и религии. Казахстан, его модель межнационального и межконфессионального согласия и эффективные правовые институты в этой области во главе с Ассамблеей народа Казахстана - пример другим странам и всему миру.

В ближайшие 25 лет предполагаемые изменения в национальном составе населения страны отразятся на положении других более 100 этнических групп. Но изучение исторического опыта казахов и внутренней политики за прошедшие четверть века, а также мои собственные наблюдения, связанные с жизнью казахстанских поляков, подсказывают, что Казахстан является страной, где рождается лучшее будущее, как в экономическом и социальном, так и в культурно-цивилизационном измерениях», - резюмировал Владыслав Соколовский.

Сейчас читают