В новом концертном зале Астаны будет звучать кобыз

None
None
АСТАНА. 7 декабря. КАЗИНФОРМ - Завтра торжественно откроет свои двери для гостей и жителей нашей столицы новый концертный зал «Тілеп - қобыз сарайы», находящийся на левобережье г. Астаны по улице ханов Керея и Жанибека.

На презентации концертной программы зритель услышит музыку в исполнении  фольклорного ансамбля «Көк түркілер»,  созданного при концертном зале, который будет восхищать игрой на таких казахских национальных инструментах, как қыл-қобыз, домбыра, шаң-қобыз, жетіген, сыбызғы, дабыл, дангыра, асатаяқ, уран и даже на древнем инструменте аль-канун, изобретенный великим ученым и мыслителем Аль-Фараби в IX в. и на домбре кипчаков VI в., обнаруженного археологами в пещерах Алтая в 1912 г. Оригинал находится в музее Улан-Батора (Монголия).    

Основателем этого уникального концертного зала, посвященного казахскому национальному инструменту  «Қобыз» и великому кобызши - Тілепу Аспантайұлы, является Сапар Искаков, который является его прямым потомком  в пятом поколений.

Прародитель скрипки

Бескрайняя степь молчаливо хранит в своей памяти множество тайн. Не все открывает она ищущим. О многом мы можем судить лишь по дошедшим до нас легендам и преданиям, бережно передаваемым из уст в уста, из поколения в поколение. Многое остается еще потаенным и неизведанным. К одной из таких загадок относится кобыз, который был и остается исконно казахским инструментом.

В наши дни этот инструмент не избалован вниманием искушенных почитателей искусства. Но, наверное, будет интересно узнать, что именно кобыз является прародителем всеобщей любимицы - скрипки.

Все говорит о его древнем происхождении. Это и способ его изготовления из цельного куска дерева (по древним верованиям многих народов считалось, что только в цельном куске может сохраниться живая поющая душа дерева). Это и его изогнутая форма, сохранившая связь с охотничьим луком. По мнению болгарского ученого Слави Дончева, именно трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было прообразом игры на смычковых инструментах. Струны кобыза, изготовленные из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Для кобызовых кюев характерна звукоизобретательность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

До наших дней игра на кобызе была практически забыта. Основной причиной послужило то, что этот инструмент являлся неотъемлемым атрибутом баксы (шамана), а шаманизм воспринимается сторонниками ислама как идолопоклонничество. И только сейчас, в наши дни, интерес к музыке кобыза, как к наследию казахской культуры начинает возрастать. Изначальное предназначение кобыза - быть средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). С этими религиозно-магическими функциями связаны и зеркало внутри корпуса, и металлические подвески на головке кобыза. В народе он считается киели - священным. Издревле игре на кобызе приписывалось чудесное свойство исцеления от недугов, избавления от страданий и смертельных  болезней.

Легенды степей гласят, что инструмент был создан в мистической обстановке и неразрывно связан с именем Коркыта.

Кюй атасы

В средние века предания о Коркыте были распространены среди широких масс, особенно среди казахов. Он предстает как мудрый наставник хана и народа. Одно из толкований слова «коркыт» означает «бояться, устрашать, увещевать». Само рождение его необычно. По преданию, он рожден от Кырмаша и «светлоокой дочери дива». Легенда гласит, что когда ему исполнилось 20 лет, к нему во сне явился человек в белой одежде и сказал, что век его недолог, всего 40 лет. Коркыт решил найти источник бессмертия. Сел он на верблюдицу Желмая и отправился в дальний путь.

Коркыт с детства хорошо играл на всех музыкальных инструментах того времени. Но, устав от них, решил смастерить инструмент, который звучал бы словно человеческий голос. Однажды во сне к юноше явился ангел и молвил: «Твой кобыз -  словно голень холеного шестилетнего верблюда. Обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из рога темно-рыжего козла, натяни струны из некрученого конского волоса от жребца-пятилетки - и будешь ты обладать дивным инструментом».

На берегу родной Сырдарьи Коркыт смастерил первый кобыз, принеся в жертву Желмая, свою верблюдицу, и обтянув кожей ее звучащего горла нижнюю часть деки. Расстелил он на водах Сырдарьи шкуру верблюдицы и, сидя на ней, день и ночь играл на кобызе. Игра Коркыта привлекла все земные существа - летающих птиц, бегающих зверей. Все пытались пройти к нему через пески, и люди тоже. Все, в ком была жизнь, сидели на берегу и слушали кобыз. Пришла и Смерть, чтобы забрать душу Коркыта, но он продолжал играть. И пока пел кобыз Коркыта, Смерть была бессильна, не было у нее сил забрать кого-то из этого мира. По преданию, Коркыт прожил таким образом почти 300 лет.

Казахи, отдавая должное Коркыту как родоначальнику игры на кобызе и первому исполнителю кюев, называют его Кюй атасы - отец кюев. В настоящее время насчитывается около 10 кюев самого Коркыта. Это кюи: «Коркыт», «Коныр», «Желмая», «Ушардын улуы», «Башпай», «Таргыл тана», «Ауппай».

По легенде, первым, кто унаследовал кобыз   Коркыта, является его ученик, баксы Койлыбай. Он, в свою очередь, передал искусство игры на кобызе и благословил Тлепа Аспантайулы.

Тлеп Аспантайулы (1757-1820)  

Если о Коркыте сохранилось много преданий и легенд, то имя Тлепа еще остается загадкой. Виной тому - скудность документальных фактов. Кто он такой?

Известно, что он жил в окрестностях Торгая. До нас дошли несколько легенд, повествующие о его искусном владении кобызом. Так, в одной из них говорится о том, что как-то раз ехел Тлеп на своей верблюдице по имени Боз-Инген. Дело было весной. Река Улы-Жыланшык разлилась так, что на другой берег добраться было невозможно. Вдруг смотрит баксы, а на том берегу идет той - свадьба. Увидели люди Тлепа и кричат ему:

- Вот, уважаемый Тлеп, не можем вас пригласить на наш праздник. Мешает половодье. Как быть?

- Ничего страшного, - успокоил их музыкант.  - Вы поставьте юрту отдельно. С четырех сторон забейте колышки и привяжите ее покрепче. Накройте стол.

Люди сделали, как их попросил Тлеп. В это время он начал играть. Вдруг зашумел ветер, появилась черная туча, которая подхватила юрту и перенесла ее к музыканту. Он поел, поблагодарил радушных хозяев, и под звуки кобыза туча перенесла юрту на свое место.

Когда почувствовал состарившийся баксы приближение смерти, то попросил своих соотечественников похоронить его в том месте, которое укажет его верный спутник - верблюдица Боз-Инген. Она остановилась на старом кладбище, недалеко от могилы Сары-кыз, девушки-кобызистки, которая рано ушла из жизни. Но память баксы бережно хранила о ней воспоминания.

Его могила сохранилась да наших дней. Она находится на территории совхоза Южный, Джангильдинского района, бывшей Торгайской области, недалеко от реки Улы-Жыланшык. Потомки передают, что дух Тлепа не исчез, а охраняет их род.

Но Тлеп известен не только как баксы. В музыкальном плане он интересен как композитор. По воспоминаниям потомков, музыкальные сочинения Тлепа нередко сопровождались стихотворными текстами. Сохранившееся стихотворное творчество Тлепа ничтожно мало. До нас дошли его следующие Кюи: жизненно-философское произведение «Толгау», религиозного содержания «Аллам жар» и «Баксы» (о чудодейственных творениях шаманов). Авторские права принадлежат наследнику композитора, Сапару Искакову.

Для того, чтобы сохранить творческое наследие, пропагандировать казахскую национальную фольклорную музыку и с целью привлечения иностранных и казахстанских туристов,  Сапар Искаков построил концертный зал «Тілеп - Қобыз Сарайы», рассчитанный на 300 посадочных мест, оснащенный новейшим оборудованием для проведения концертов, кинопросмотров, телешоу, ТВ-съемок, конференций, творческих вечеров и много другого.

Великолепная акустика зала, специально спроектированная японскими архитекторами, позволяет исполнить музыку без дополнительных технических устройств. Профессиональное техническое оснащение  и великолепную акустику дополняет интерьер в национальном стиле в виде казахской юрты (шанырак).     

Торжественное открытие состоялось в этом году 29 июня с участием Президента РК, который дал высокую оценку качеству строительства объекта и подчеркнул его социальную значимость для столицы нашей республики - Астаны.

Сейчас читают