В Нацбанке рассказали, какие права чаще всего нарушаются при выдаче кредитов

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ -Заместитель начальника Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка РК Аль-Кейси Иман рассказала о выявленных нарушениях на рынке кредитования.

В ходе своего выступления на 1-й Конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг в Казахстане: новые подходы в развитии взаимоотношений участников финансового рынка», Аль-Кейси Иман привела статистические данные.

По ее словам, подразделение Нацбанка по защите прав потребителей существует с 2001 года. За этот период рассмотрели более 50 тыс. обращений, из них обоснованных порядка 10%. В 2014 году в Управление поступило 7973 обращения, в 2015 году порядка 10864 обращений, в 2016 году - 15 020 обращений. За последние 6 лет применено 370 ограниченных мер воздействия в связи с выявленными нарушениями.

-Если проследить динамику, то заметно, что раньше граждане обращались за разъяснением услуг и порядка получения компенсаций советских вкладов. Сейчас большинство обращений- жалобы на действия финансовых институтов,- рассказывает заместитель начальника Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка РК Аль-Кейси Иман.

Нередко казахстанцы обращаются в Национальный Банк за помощью в проверке расчетов эффективной ставки, правильности составления договора либо пытаются обжаловать решение о выдаче займа, отказ в выдаче ипотеки.

-Национальный Банк не осуществляет толкование договоров, в то же время, мы проверяем документы на соответствие законодательству, которое действовало на момент их заключения, отслеживаем наличие обязательных по закону условий,- рассказывает К Аль-Кейси Иман.

Национальный Банк РК уделяет большое вниманию повышению грамотности населения в части разъяснения условий финансовых продуктов и оценки собственных возможностей, чтобы потребитель был способен самостоятельно принять адекватное решение при заимствовании займа. Регулятором принята и реализуется совместно с банками второго уровня программа повышения финансовой грамотности на 2016-2018 годы. В ее рамках выпускаются информационные буклеты, создаются тематические телевизионные передачи.

Тем не менее, в ходе рассмотрения обращений специалистами Управления выявляются реальные нарушения со стороны банков второго уровня.

-Ограниченные меры воздействия применялись по несвоевременному представлению информации, отсутствию или долгой подготовке ответа в рамках закона об обращениях, необоснованному изъятию комиссионных при оказании финансовых услуг. Также зафиксировано административное производство в отношении одного банка, который указал годовую эффективную ставку некорректно,- говорит Аль-Кейси Иман.

По статистике, в Казахстане наблюдается достаточно высокий уровень невозвратных кредитов, в связи с чем в Нацбанк РК вместе с сообщениями о нарушениях поступают обращения по вопросам реструктуризации.

-Это вопрос социальный, так как людям грозит потеря жилья. Мы проводим тесную работу с заемщиками, общественными объединениями, организуя им встречи с банками, где обсуждаются варианты исполнения обязательств. Существует программа рефинансирования, в рамках которой уже одобрено заявок на 131 миллиард тенге, планировалось, что будет оказана помощь около 25 тыс. заемщиков, с учетом револьверного кредитования- это 41 тыс. На сегодня одобрено 24 тыс. заявок,- заключила заместитель начальника Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка РК.

Сейчас читают