Уникальный метеоритный кратер грабят в Актюбинской области

АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ - В Иргизском районе Актюбинской области есть кратер Жаманшын, возраст которого исчисляется миллионом лет.

null
Геологи исследовали метеорит, упавший в Жаманшын, 50 лет назад. Оказывается, сегодня геологические породы, обнаруживаемые в кратере, стали источником дохода для всех, кто пожелает. Геологи считают этот кратер очень ценным местом. Потому, что в месте падения метеорита встречаются уникальные породы.

null

Доктор геолого-минералогических наук, профессор Павел Флоренский участвовал в изучении Жаманшына и позже написал книгу «Метеоритный кратер Жаманшин». Он сообщает, что миллион лет назад здесь упал метеорит диаметром до 500 метров и исчез, а теперь образовавшиеся при мощном столкновении породы стали источником доходов.

null

«Это было столкновением неба и земли, безгранично мощным. Человечество не видело падения таких метеоритов. Он летел с огромной скоростью и, упав на землю, исчез. В этот момент на месте его падения образовались природные породы. Люди никогда не смогут создать такое давление. Жаманшин это перенес. Упал метеорит диаметром 500 метров, это было миллион лет назад. С геологической точки зрения это небольшой срок, потому, что за это время на земной поверхности значительных изменений не произошло. Это все было, как будто вчера. Сейчас те породы, которые должны находиться под землей, лежат на поверхности. От мощного давления образовались стекловидные камни», - сказал профессор Российского государственного университета имени И.М.Губкина Павел Флоренский.

В ходе исследований П.Флоренский дал название образовавшимся на месте падения метеорита породам «иргизит» и «жаманшинит». Сейчас камни, найденные в этом кратере, выставлены на продажу через Интернет. Цены начинаются от 30-40 тысяч тенге и достигают 500-600 тысяч.
Ученый считает, что кратер нужно защитить и продолжить исследования.

null

«Там все на поверхности. В Интернете я увидел, что люди хорошо наживаются. Потому, что они собирают камни на земле, и им никто не мешает их продавать. Кратер Жаманшын - уникальное место Казахстана. О нем написаны сотни статей, проведено множество исследований. После открытия кратера Жаманшын ко мне обращались из разных стран, просили образцы. Я мог бы сказать, что все буду исследовать сам. Но у меня не было лаборатории. Поэтому, пришлось делиться с другими. Сейчас Жаманшын считается одним из исследованных мест в мире. Но его грабят. Если это будет продолжаться, мы потеряем то, что имеем. Поэтому область, а может и республика, должны запустить специальную программу сохранения Жаманшына. Сейчас любой может поехать туда, загрузить машину камнями и увезти. Это же деньги. Но это должно быть местом воспитания. Кратер можно превратить в место воспитания в молодежи патриотических чувств, в место для туристов. Кроме того, это место должно стать исследовательской площадкой для молодых ученых. Хорошо бы построить там природоохранную базу, открыть учебно-методический центр. Наверное, можно будет вести научные исследования и открыть еще многие неизвестные минералы», - сказал Павел Флоренский.

Жаманшинит и иргизит встречаются только в кратере Жаманшын,  больше нигде. В советское время ученые искали здесь алмазы.

«НИИ «Запказгеология» был привлечен к изучению строения кратера Жаманшын и минералов, образовавшихся здесь. Для выяснения истинной формы кратера были проведены раскопки на протяжении трех километров. Нам было поручено искать «специальное сырье». Что это? Конечно, алмазы. В то время запрещалось открыто говорить, что мы ищем алмазы. Кратер был сфотографирован из космоса. Вблизи кратера было выявлено около 50 трубок. Помню, когда академик Павел Флоренский увидел снимок, он закричал: «Удивительно». В исследовательских работах приняли участие около 10 ученых из Новосибирска и Ленинграда. Но мы не нашли того, что искали. Позднее решили, что когда метеорит упал на землю, не возникло давления, достаточного для образования алмазов. Возможно, мы не сумели правильно провести исследования, может быть, ошиблись. Наверное, надо исследовать еще. Может найтись золото, хромит. Я говорю, что Жаманшын - сокровище Казахстана. Это наша гордость перед миром», - сказал ветеран-геолог Ярослав Бойко.

null

Он также сообщил, что позднее Павел Флоренский с помощью научных исследований доказал, что в Жаманшыне есть следы присутствия алмазов.

Это место в Актюбинской области в последние годы вошло в карту туризма. По словам туроператора Ботагоз Кыранбаевой, занимающейся местным туризмом, Жаманшын вошел в один из маршрутов.

«Мы установили связь с руководством Омского планетария и в этом году встретились в кратере Жаманшын. К совместной экспедиции присоединились Актюбинский планетарий, Иргиз-Тургайский государственный резерват. Из России прибыли представители Омского и Новосибирского планетариев. Академик Павел Флоренский показал пять мест, ознакомил с районом исследования. Это очень интересное место для туристов. Здесь нет гостиницы, удобств. Но геотуризм дает возможность ознакомиться с кратером, равного которому нет в мире, и увидеть образовавшиеся здесь минералы. Но пока в этом направлении туризм развивается медленно», - сказала она.

Сейчас Актюбинский планетарий планирует дважды в год организовывать туристские маршруты. Директор планетария Корлан Болеков говорит, что до сих пор экспедиции ежегодно проводятся только с участием российских ученых.