Трактор из жамбылского музея - сто лет истории в одном музейном экспонате

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Занимательную историю одной музейной реликвии рассказали в Жамбылском областном историко-краеведческом музее, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«На сегодняшнем подъеме популяризации истории своей страны, области, растет интерес населения к прошлому своего края, к своим музеям и тем экспонатам, которые здесь у нас находятся, - рассказала в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» заведующая отделом областного музея Эльма Дильдебаева. - Ведь, по сути, музеи - это наша история, здесь сохраняются самые ценные вещи, когда-либо созданные человеком. И эти вещи имеют удивительные, порою невероятные истории, связанные с судьбами людей, общества, государства».

По мнению собеседника, сегодня сотрудники музея видят свою задачу не только в том, чтобы просто рассказывать об истории как таковой, но чтобы воссоздавать подлинные события прошлого, предоставив возможность экспонатам «говорить своим голосом».

Таким уникальным экспонатом областного историко-краеведческого музея, способным рассказать о многом, является трактор ХТЗ. Это один из самых «заметных», габаритных экспонатов музея, он весит три тонны и имеет за собой криминальную историю.

«Но прежде сделаем экскурс в историю появления тракторов ХТЗ, - продолжила Э. Дильдебаева. - Трактор СХТЗ-15/30 был самым распространенным в 30-40-е годы и создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства нашей страны в первой половине ХХ века. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов - американский «Интернешнл-15/30», однако в процессе создания нашего трактора зарубежный прототип изменили применительно к отечественным условиям. Для производства тракторов в СССР в короткие сроки построили два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский. Заводы могли выпускать 100 тысяч тракторов в год».

Э. Дильдебаева отметила, что сегодня внешний вид этого «железного экспоната» вызывает неподдельный интерес посетителей. «Как и большинство пахотных тракторов того периода, ХТЗ был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста были стальные, штампованные. И колеса обода также стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов, эта машина не предназначалась для езды по дорогам с твердым покрытием. Он имел мощность до 30 лошадиных сил и работал на керосине. ХТЗ в деревнях России называли «нечистой силой» и боялись. Трактор заводился вручную и очень долго, поэтому колхозники придумали свою расшифровку аббревиатуры ХТЗ: «хрен трактор заведется». У нас в Казахстане всю самодвижущуюся технику, начиная с паровоза, называли «шайтан-арба». Это была «рабочая лошадка» - простой в обслуживании, надежный и выносливый, обладающий высокой проходимостью. В годы войны были случаи, когда три трактора ХТЗ вытягивали застрявший танк, намного превосходивший их по весу», - рассказала музейный сотрудник.

Еще в 50-е годы этот трактор, стоящий сегодня в музее, пахал поля Кордайского района Жамбылской области. Работал на нем тракторист Халыкберды Мамбеталиев. После списания трактор долго стоял на участке, а в 1986 году был передан областному музею, директор которого - Кузембай Байбосынов при содействии «Райсельхозтехники» Свердловского (ныне Байзакского) района сумел сохранить этот экспонат.

«В фондах областного музея хранится копия искового заявления 1992 года от директора музея Кузембая Байбосынова на имя народного судьи Кордайского района с просьбой рассмотреть в судебном порядке исковое заявление областного музея к гражданину Мамбеталиеву Халыкберды, жителю участка Согынды Кордайского овцесовхоза, - рассказывает Э. Дильдебаева. - Суть заявления такова, что музейный экспонат - трактор ХТЗ средь бела дня был незаконно вывезен с территории музея, и его необходимо вернуть законным хозяевам - Жамбылскому областному историко-краеведческому музею».

В 1992 году грянула перестройка, и кордайский тракторист решил «приватизировать» трактор, на котором когда-то работал. «Трактор являлся собственностью совхоза, однако не был передан администрацией в личное пользование трактористу, никаких подтверждающих документов не было. Трактор был сильно изношен и ремонту не подлежал, да и погода сделала свое дело. Благодаря музею трактор сохранили, ведь неизвестно, что стало бы с ним - растащили бы по частям или отдали на металлолом. Он получил вторую жизнь и продолжил служить народу, но уже в качестве мемориального музейного экспоната. Справедливость восторжествовала, трактор вернули на свое законное место в областной музей», - пояснила Э. Дильдебаева.

По ее словам, у Кузембая Байбосынова было много проектов относительно пополнения музейного фонда и построения новых экспозиционных залов и музеев. Отдельные проекты осуществились, некоторые он не смог довести до конца. Благодаря этому директору музея, сегодня горожане и гости города Тараза могут увидеть «Музей древнетюркской письменности и каменных изваяний» - единственный в Казахстане и на всем постсоветском пространстве. Музей, в котором собраны балбалы со всей области, построен в 2002 году к 2000-летию древнего Тараза. И только свою мечту о построении музея сельскохозяйственных орудий, где центральное место занял бы трактор ХТЗ, Кузембай Байбосынов не успел осуществить.

«Первый трактор СТЗ 15/30, сошедший с конвейера Сталинградского тракторного завода, экспонируется в Музее современной истории России в Москве. Наш трактор ХТЗ - как память о первых тракторах Советского Союза. Он интересен для всех, как для взрослых, так и для детей, наши посетители с интересом слушают рассказы гидов и любят фотографироваться и селфиться возле трактора на память», - говорит заведующая отделом областного музея Э.Дильдебаева.

Сейчас читают