Татарский археолог рассказал о наличии казахского следа в истории Казани
Как отметил археолог, общетюркский мир вбирает в себя различные культуры и влияние традиций.
«Если рассматривать средневековый период, когда шло формирование Казани как крупного городского центра, особенно в период Казанского ханства, то, конечно, мы должны понимать, что тюркские народы и территории были очень тесно между собой взаимосвязаны. Здесь важно отметить, что для этого времени, если рассматривать в письменных источниках, то и тюрки Поволжья, и казахи могли отражаться под разными названиями», - сказал Ситдиков.
«Известно, что в средневековой Казани упоминается и служивая категория населения, которое оказывалось здесь из ногайской степи, включавшая в себя весь регион степной зоны Поволжья и Приуралья. В этот процесс были привлечены ногайцы, тюрки Поволжья и казахи, что позволяет рассматривать этот период как общекультурное пространство, где происходили процессы взаимовлияния, взаимообогащения. И этот процесс не прекращался и в последующем развитии и российского государства», - продолжил он, добавив, что особенно это относится к сфере духовности, к вопросам, связанным с культурными обменами и религиозной сфере, к вопросам образования, просвещения, издательства.
Эти контакты, по мнению археолога, как раз и обусловили в последующем самовыражение и сложение казахского народа и татар, как формировавшихся в Поволжье еще с древности, которые были частью длительного процесса взаимовлияния и взаимовосприятия различных элементов, где основой является кочевой, степной тюркский мир.
«Эта основа как раз таки и позволяет рассматривать этот мир как единство пространства и культур», - подчеркнул Ситдиков.
«В тюркском мире крайне сложно выделить этнические нюансы, которые начинают резко выделяться только в 19 веке. До этого существовало общетюркское пространство, где и кочевой, и оседлый мир были тесно интегрированы - очень много элементов материальной культуры, которая тесно сближала», - пояснил археолог.