Священная роща Топ-Агаш: здесь исцеляют деревья, камни, воздух

None
None
ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - За исцелением недугов и исполнением желаний приезжают многочисленные паломники в рощу Топ-Агаш, расположенную в районе Турара Рыскулова Жамбылской области, что в 60-ти км от Тараза, передает корреспондент МИА «Казинформ».

От автотрассы Западная Европа - Западный Китай следует свернуть влево близ села Акыр-тюбе, и через 12 километров откроется степной простор с островками деревьев, один из которых и будет Топ-Агаш. Хранитель этого сакрального места Галымжан Узакбаев построил для паломников при въезде в священную рощу, как ориентир, арку с тремя одинаковыми проемами, символизирующими единство и равенство трех жузов.

По словам хранителя, местонахождение целительной рощи Топ-Агаш он вычислил по древнему Корану XIII века, который хранится в его семье. «Роща обладает рядом таинственных аномалий, - говорит он. - Здесь практически нет птиц, разная по структуре земля, странные деревья, растущие группами и имеющие в своей кроне разные листья. Считается, что каждый ярус - это жуз. Старший, Средний, Младший, объединенные в одно целое. Подобных деревьев в природе не существует, и, если попытаться их отсюда пересадить, на новом месте они не приживаются. От рощи постоянно исходит тонкий, еле уловимый аромат цветения джиды. Каждое дерево здесь имеет свои лечебные свойства. К примеру, дерево Старшего жуза помогает сделать карьеру, приносит прибыль, Среднего - содействует в разрешении споров и тяжб, Младшего - покровительствует творческим людям, спортсменам, помогает девушкам выйти замуж. На всё это имеются свои примеры из жизни с именами конкретных людей», - говорит Галымжан Узакбаев.


Хранитель Топ-Агаша говорит, что сегодня сюда стекается масса паломников, жаждущих избавиться от болезней и получить исполнение своих желаний. Он принимает всех паломников в построенном им самим домике за одним дастарханом, независимо от национальной или религиозной принадлежности.

Рассказывает жамбылский любитель истории, краевед Аскар Кошмамбетов: «История Топ-Агаш начинается с далекого XIV века. По народному преданию, именно здесь в 1378 году, родилась внучка Мактым Агзам Кожи (известного как Ахмет Яссауи) Нурилла (известная как Домалак ана). Здесь ее встретил Байдибек би и взял в жены. Позже, при хане Булате, в 1726 году в этом месте Богенбай батыр собрал под своим руководством силы трех жузов, и в первый раз казахи выиграли бой у джунгаров, в три раза превосходивших их по силе. Об этом свидетельствует, находящийся рядом аул «Сұңқайты», название которого произошло от сокращенного выражения «Сұмырайдың беті қайтты», то есть место, где противник повернул вспять. Все павшие в той крупнейшей битве воины покоятся в Топ-Агаше. Не случайно деревья растут здесь группами. Где захоронен один воин - одно дерево, где пять или девять - там тянутся вверх столько же стволов.

Мой путь к этому святому месту начался с того момента, когда я услышал об удивительных деревьях, имеющих разную листву в одной кроне. Что я увидел там собственными глазами: на каждом из деревьев Топ-Агаш распускаются листочки трех видов: нижний ярус - вытянутые как у вербы, второй ярус - листья небольшие, округлые, на третьем уровне листья по форме как у осины. По легенде, это олицетворяет три жуза, объединенных в одно единое. Надпись на входе предупреждает, что ясновидящим здесь могут встретиться три совы, три сокола, три орла, три белые змеи, три желтые змеи, три черные змеи. Видимо, во мне отсутствуют сверхъестественные способности, и я ничего из перечисленного не увидел.

Живет у святого места и заботится о нем ширакшы (хранитель) Галымжан Узакбаев. Под его руководством паломники, приняв омовение, обходят святое место. Где-то надо водички попить из колодца, потом пройти к одинокому большому дереву, от него к группе деревьев. Первое посадили представители младшего жуза, дальше - среднего и старшего. Есть деревья, посаженные самим Абылхаиром, когда его здесь вознесли на белой кошме и объявили ханом. В основании части стволов видны углубления, к которым сверху по дереву подходят вертикальные естественные желоба, и здесь же находятся пиалушки, или же висят на ветках ложки. В углублениях может быть лечебный сок, который можно пить для исцеления. Хотя - в Топ-Агаш лечит всё: деревья, земля, воздух, камни. Есть камень - серый, с многими извилинами на поверхности, похожий на мозг. Говорят, что он лечит головные боли. Более гладкий, с более ровной поверхностью, темно-серый, лечит печень. Самый главный камень - это камень темного цвета, на котором светлые прожилки кварца сложились так, что прочитывается слово «Аллах», написанное по-арабски».

Хранитель Топ-Агаша Галымжан Узакбаев рассказывает, что в годы сталинских репрессий близ рощи создали исправительно-трудовой лагерь НКВД, откуда заключенных посылали на рубку леса в эту рощу. Существует версия, что и заключенные, рубившие деревья, и их конвоиры заболевали странной болезнью, истекали кровью и умирали, поэтому рубку рощи прекратили. «Верить или не верить рассказам - выбор у каждого свой, но интересен этот факт, которому есть живые свидетели из жителей нашего района. В 1937 году НКВД построил у нас ИТК - исправительно-трудовую колонию. В те времена еще не было лесополос, и для заготовки дров решено было срубить деревья в святом месте. Так вот, каждый, кто в роще поднимал топор, умирал от необъяснимой болезни. Десятки поселенцев погибли, пока НКВД-шники не отказались от этой затеи», - говорит ширакшы Галымжан.

На фотографиях, которые делают посетители священной рощи, можно увидеть массу светящихся сгустков энергии, которые свидетельствуют о высокой энергетике этого места. Следует еще добавить, что Топ-Агаш находится в местности, где не так далеко, возле гор, располагается еще один загадочный сакральный объект Жамбылской области - дворцовый комплекс Акыр-Тас.

В Жамбылской области имеется немало мест, обладающих исцеляющими, мистическими, до конца не исследованными свойствами. Это святилища балбалов в Меркенском районе и Тектурмас в Жамбылском, родники Аулие-бастау и Кара-бастау в Жуалынском районе, шедевр средневекового зодчества Азии мавзолей Айша-биби, древняя мечеть в Таразе, насчитывающая тысячу лет, и другие.

Сейчас читают