Судья Верховного суда рассказала о видении судов по реформированию уголовного процесса

None
None
  АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Сегодня в республике ведется масштабная работа по укреплению институтов правового государства. Кардинальные шаги сделаны в рамках практической реализации Плана нации. Об этом говорит судья Верховного суда Л. Агыбаева.

Это переход к трехуровневой системе правосудия, повышение требований к кандидатам и действующим судьям, усиление института присяжных заседателей, а также многое другое. Значимым этапом является начало работы Гражданского процессуального кодекса. И вот сегодня в стране инициирован новый этап реформирования уголовного процесса и совершенствования иных аспектов правоохранительной деятельности. Он нацелен на дальнейшее  повышения уровня защиты прав и свобод человека.     

В этой заметке хотела бы раскрыть базовые предложения Верховного суда по проводимой реформе, поддержанные межведомственной рабочей группой.

Во-первых, это дальнейшее усиление судебного контроля. В рамках Плана нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех», как известно, предусмотрено усиление и расширение судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан на предварительном следствии. Положительные результаты уже есть. Дополнительно к полномочиям, предусмотренным ст.55 УПК, следственному судье переданы вопросы санкционирования осмотра, обыска, личного обыска и выемки. Это - весьма эффективная мера обеспечения баланса между обвинением и защитой в судах. В текущем году на 15,4% выросло число рассмотренных следственными судьями материалов о санкционировании, при этом уже из них 45% - по новым полномочиям.

Дальнейшее расширение сферы судебного контроля предполагает санкционирование процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия. При этом все специальные оперативно-розыскные мероприятия, сопряженные с ограничением конституционных прав граждан, будут законодательно переведены в категорию негласных следственных действий. Таковы, например, негласные аудио- и видеоконтроль лица или места,  негласное получение информации, негласные проникновение или обследование места. В русле модернизации - и вопрос о передаче от прокуратуры суду полномочий по санкционированию залога и таких следственных действий, как   получение образцов и освидетельствование.

Вместе с тем, предстоит проработать вопрос четкого распределения функций между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом,  для исключения дублирования их функций, по которому ведется  соответствующая  работа.

Во-вторых, повышение состязательности процесса. При выработке новых подходов в целом тщательно проанализировали опыт стран с эффективно действующим состязательным уголовным процессом. Казахстанских адвокатов, также как в Великобритании и США, следует наделить более широкими правами по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий.  Адвокат как  сторона, равная стороне обвинения не будет зависеть от лица, осуществляющего досудебное  производство  при  инициировании  проведения определенных следственных действий, которые, по его мнению, являются необходимыми.  

К примеру, в действующем уголовно-процессуальном  кодексе, адвокат вправе обратиться  с  ходатайством о назначении экспертизы к следственному судье только после того  как орган уголовного  преследования  откажет в удовлетворении его ходатайства либо должен ждать истечения трех суток и убедиться, что по его ходатайству  решение не принято. Полагаем, что в этом нет процессуальной  необходимости. При этом важно закрепить в УПК перечень недопустимых для адвокатов действий по сбору доказательств - таковы, например, проведение адвокатом  самостоятельных негласных следственных действий. Такое ограничение необходимо, когда сбор доказательств сопряжен с вторжением в частную жизнь граждан и ущемлением их конституционных прав.

Эффективно усилит состязательность на стадии рассмотрения дела судом предварительная возможность защиты иметь равный доступ к его материалам - адвокаты могли бы взаимно делиться со стороной обвинения собранным ими пакетом доказательств. Такое процессуальное действие, как обмен между лицом, осуществляющим досудебное производство и адвокатом собранными доказательствами и ознакомления с ними еще на досудебной стадии  позволит исключить не исследованность по делу необходимых для  установления истины обстоятельств и, односторонность доказательственной  базы.    

Важно помнить: наделение адвокатов дополнительными процессуальными полномочиями одновременно повысит их юридическую ответственность (включая уголовную) - в том числе за обеспечение достоверности доказательств. В целом в рамках современного тренда повышения роли адвокатуры в уголовном процессе, необходимо реформирование и укрепление системы адвокатуры и в целом сферы оказания юридических услуг гражданам.

В-третьих, предлагается упростить рассмотрение таких  незначительных уголовных правонарушений путем введения новой  формы производства - порядка приказного производства, которые будут распространяться на  незначительные уголовные правонарушения как проступки и преступления небольшой тяжести, по которым очевидны все обстоятельства,  не требуется сбора дополнительных доказательств, требующих длительного времени, сам  подозреваемый не оспаривает   ни квалификацию деяния, ни доказательства, ни размер и характер причиненного вреда,   наказание предусматривает одним из видов штраф. По таким делам с согласия подозреваемого  дело может  быть рассмотрено  суде  без его вызова с назначением штрафа и направлением  приговора в его адрес.  

В-четвертых, реформой предлагается сокращение срока доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Использование же предусмотренного Конституцией предельного 72-часового срока предложено применять только в исключительных случаях. При этом перечень таких случаев будет  конкретизирован.  Эта мера, по замыслу членов рабочей группы ВС РК,  снизит риск использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств в пользу их обвинения.

В-пятых,  предусматривается  разработка  механизма  сбора доказательств исключительно по  сообщению, зарегистрированному  в Едином реестре  досудебных расследований, при котором не будет осуществляться  сбор доказательств, выходящих за пределы  расследуемого события.

Все перечисленное направлено на развитие механизмов защиты конституционных прав и свобод человека и создание оптимальной модели судебного разбирательства. В настоящее время ведется активная работа над законопроектом, который в дальнейшем будет презентован общественности.

 

Сейчас читают