Судья Верховного суда: Мнение присяжных нельзя считать недостаточно компетентным

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Институт суда с участием присяжных заседателей функционирует в нашей стране с 1 января 2007 года. О десятилетней деятельности отечественных присяжных заседателей проинформировал «Казинформ» судья Верховного суда Серик Абнасиров.

- Серик Казбекович, насколько «популярен» институт присяжных заседателей в народе, ведь он уполномочен вершить судьбы людей лишь по желанию самих подсудимых?

- За прошедшее 10-летие с момента введения судопроизводства с участием присяжных заседателей в республике судом с участием присяжных заседателей рассмотрено с вынесением приговоров: в 2007 году - 36 уголовных дел, в 2008-м - 42, в 2009-м - 59. После изменения подсудности и передачи на их рассмотрение уголовных дел по особо тяжким преступлениям, за исключением 16 составов, с 2010 года по 2014 год рассмотрено 1 113 уголовных дел в отношении почти полутора тысяч лиц. За это время суды с участием присяжных заседателей оправдали 134 человек. В 2015 году рассмотрены 42 уголовных дела в отношении 61 лица, из них оправдано 2 человека (в 2014 году - 64 дела в отношении 121 лиц, из которых трое оправдано).

Как видите, в 2015 году на 35,4 % сократилось количество уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей. Связано это, в основном, с изменением законодательства. 3 июля 2013 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений». Данным законом был сужен круг дел, подлежащих рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. Основная категория дел, касающиеся сбыта наркотических средств в особо крупном размере и умышленного убийства без отягчающих обстоятельств, санкции которых не предусматривают смертную казнь или пожизненное лишение свободы, в настоящий момент не подсудны суду с участием присяжных заседателей и рассматривается судьей единолично.

За 6 месяцев 2016 года судом с участием присяжных заседателей рассмотрено 25 дел в отношении 42 лиц, из них с вынесением оправдательного приговора 4 дела на 4-х лиц (за 6 месяцев 2015 года - 18 дел в отношении 27 лиц, из них было оправдано 1 лицо по 1 делу). Как видно из этого, казахстанцы верят в суд с участием присяжных заседателей и сейчас важно не поколебать эту веру.

- Как известно, с введением с 1 января 2016 года в действие нового УПК расширена подсудность дел с участием присяжных заседателей...

- Это стало возможным в результате законодательной реализации Плана Нации - «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», выдвинутой Президентом Нурсултаном Назарбаевым. В целях претворения 21-го шага в направлении обеспечения верховенства закона по расширению области применения суда присяжных законодательно определены категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.

С 1 января 2016 года суду с участием присяжных заседателей подсудны дела о похищении человека, совершенные преступной группой, либо с целью эксплуатации похищенного (похищенной), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Также под юрисдикцию присяжных отнесены дела о торговле людьми, совершенной преступной группой, либо повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия. Суд с участием присяжных заседателей вправе рассматривать дела о вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность преступной группы и торговле несовершеннолетними, совершенной преступной группой, либо повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия.

- А максимальный срок назначения наказания по этим статьям какой?

- Санкциями указанных составов преступления предусмотрены наказания до 15 лет лишения свободы с назначением дополнительных видов наказания.

- Серик Казбекович, но ведь присяжные, скажем прямо, не сведущи в юриспруденции... Как можно их мнение вознести в ранг компетентных?

- Суд присяжных - одна из форм народного участия в отправлении правосудия. Данный институт стимулирует состязательность процесса, способствуя более действенной охране прав и свобод граждан. Основное его отличие в том, что виновность либо невиновность подсудимых решает не профессиональный судья, который ассоциируется с государственной властью, а простые люди, руководствующиеся личным опытом, морально-нравственными соображениями и логикой, что исключает какую-либо предубежденность в отношении подсудимых. При этом для подсудимого и других участников уголовного процесс судопроизводства воочию становится прозрачной и справедливой.

Поскольку присяжные заседатели разрешают вопрос факта: имело ли место преступное деяние и виновен ли в его совершении подсудимый, то их мнение нельзя считать недостаточно компетентным, так как присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств, задавать через председательствующего вопросы участникам процесса, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства. Эти и другие права дают гражданину, на которого возложены обязанности присяжного заседателя, возможность самостоятельно оценить обстоятельства уголовного дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей.

Суд присяжных заседателей напрямую вовлекает общество в процесс правосудия. По закону каждый гражданин Казахстана, который соответствует требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям, имеет право на участие в уголовном судопроизводстве. От решения присяжных заседателей, основанном на внутреннем их убеждении, принципиальности и гражданской позиции зависит, будет ли осужден невиновный либо оправдан виновный в совершении преступления, будет ли иметь место подлинное правосудие. 

- Но все ли так безоблачно в такой форме отправления правосудия?

- Существенноерасширение количества уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, выявляет ряд проблем, связанных с организацией работы суда с участием присяжных заседатели. Они связаны, прежде всего, с качеством составления списков кандидатов в присяжные заседатели, на основе которых затем в судах формируются коллегии присяжных заседателей.

Согласно закону формирование списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется местным исполнительным органом путем «случайной выборки» из списка избирателей. На формирование списков местному исполнительному органу выделяется трехмесячный срок после получения представления председателя соответствующего регионального суда. Этого срока достаточно для составления качественного списка кандидатов в присяжные заседатели. Для проверки и исключения из списков лиц, не отвечающих требованиям закона, местные исполнительные органы  вправе запрашивать у государственных органов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели. Ответы на запросы местных исполнительных органов должны быть направлены в их адрес не позднее трех рабочих дней со дня получения.

Как показывает практика, местные исполнительные органы нередко направляют в суды некачественно составленные списки, в которых порой указываются неточные адреса кандидатов в присяжные заседатели, место их работы, неверное место их регистрации, включаются, вопреки требованиям закона, государственные служащие, военнослужащие и, как следствие, кандидаты в присяжные заседатели по вызову в суд не явлются.

Посудите, в суд приглашаются от ста до двухсот кандидатов в присяжные заседатели, но являются в суд не более 40, а иногда и того меньше. Вследствие этого суды не могут сформировать коллегию присяжных заседателей и вынуждены откладывать судебный процесс, порой неоднократно.

- И есть тому печальные примеры?

- Например, в Акмолинской области в списки включен и был вызван в суд в 2015 году в качестве кандидата в присяжные заседатели житель Кокшетау некий Б., которому на тот момент не исполнилось 25 лет, что Законом о присяжных заседателяхнедопустимо. По этой же области в эти списки были включены ранее умершие граждане, что при их вызове в суд лишний раз травмировало их близких, вызывая   негативные реакции. В этом же регионе в списки кандидатов были включены лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, и граждане преклонного возраста, для которых в силу возраста их выезд в суд представлял определенную трудность.

Эти ошибки характерны для многих регионов страны, и поэтому рекомендуется   для своевременного и качественного составления списков кандидатов в присяжные заседатели создать постоянно действующий орган в структуре местного исполнительного органа. Он мог бы состоять из сотрудников местного исполнительного органа с приглашением судей в отставке, уполномоченного готовить списки кандидатов в присяжные заседатели в течение года, а не от случая к случаю. Они же могли бы после  составления единого и запасного списка до их утверждения в местном исполнительном органе провести анкетирование кандидатов в присяжные заседатели, включенные в единый и запасной список. Это необходимо для проверки правильности их места жительства, рода занятий кандидата, для выяснения других обстоятельств, при наличии которых исключается внесение некоторых граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели.

Наличие суда с участием присяжных заседателей в государстве, значительное расширение количества уголовных дел подсудных ему обеспечивают непосредственное участие граждан республики в отправлении правосудия, отражая тем самым интересы как государства, так и населения - граждан Казахстана.

Сейчас читают