Столица, удобная для всех

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Астане, где ежедневно курсирует полмиллиона авто, и это количество постоянно растет, совсем скоро предстоит столкнуться с километровыми заторами, если не озаботиться формированием управляемого, интеллектуального транспортного комплекса, сообщает издание "Казахстанская правда".

Будущее -за общетвенным транспортом.

Этим и занимаются сегодня столичные специалисты. Причем если раньше создавались благоприятные условия для автомобилистов, то теперь приоритет будет отдаваться пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. С какими только городами мира не сравнивают нашу столицу. На этот раз - с Копенгагеном. Генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш впервые приехал в Астану провести крупную конференцию о тенденциях развития ее транспортного комплекса. Столица Казахстана в прошлом году присоединилась к этой авторитетной организации, объединяющей все сегменты общественного транспорта, и теперь ведущие мировые эксперты помогут Астане сформировать удобную и безопасную транспортную систему. Как в Копенгагене, который Алан Флауш назвал одним из самых лучших мест для проживания в мире. В этом доброжелательном, как сказал глава МСОТ, и богатом городе 35% населения составляют велосипедисты, четверть - пешеходы, еще четверть - пользователи общественного транспорта и только оставшиеся 15% - автомобилисты. Говоря о финансировании общественного транспорта, он отметил, что именно такая разбивка является экономически выгодной.

- 130 лет МСОТ помогает государствам, городам и компаниям в разработке устойчивых транспортных решений. По прогнозам, в следующие 30 лет 70% населения мира будет жить в городах, и они хотят передвигаться на общественном транспорте. Сегодня мы готовы помочь Астане в разработке первоклассной транспортной системы, - заявил А. Флауш, упомянув о необходимости все больших инвестиций в эту отрасль. - В Москве 80% населения пользуется общественным транспортом, примерно столько же в Гонконге. В Астане - только 33%, и вам есть куда расти транспортные компании, по его мнению, должны быть экономически выгодны и эффективны. Нужно регулярно повышать тарифы, но и результаты должны быть налицо новые маршруты, улучшение сервиса и т. д. Большая роль в финансировании общественного транспорта отводится правительству. Но субсидий и доходов от продажи билетов недостаточно, надо искать какието другие источники доходов. Одно ясно если мы хотим построить устойчивый город, нужно увеличить долю общественного транспорта.

Улучшения в комплексе

Такого же мнения придерживается и аким Астаны Асет Исекешев. Наш мегаполис быстро развивается, причем темпы роста числа автомашин в городемиллионнике опережают темпы прироста населения. В столице 952 улицы общей протяженностью 950 км. И лишь треть населения предпочитает ездить на автобусах, ежедневно совершая 875 тыс. поездок.

Чтобы увеличить этот показатель, в ближайшие пять лет парк общественного транспорта, который насчитывает 1 140 автобусов, треть из которых - современные «Ивеко», будет модернизирован. В следующем году планируется запустить программу строительства 50 зон общественного пространства, построить и реконструировать 25 дорог, 6 мостов, 9 транспортных развязок и путепроводов.

- Особое внимание уделят инвалидам все остановки будут оснащены тактильными плитками, а автобусы - пандусами, - сообщил градоначальник. К слову, в 2015 году было установлено 27 закрытых остановок с бесплатным Wi-Fi, еще 55 появятся в ближайшие два года.

Для безопасной перевозки детей внедряется система Scool bus. Еще одним шагом качественного развития общественного транспорта является введение электронной системы оплаты за проезд. Внедрена система экспрессмаршрутов, функционируют пригородные пассажирские перевозки. Создано мобильное приложение Astra bus, позволяющее пассажирам планировать свои маршруты и примерное время поездки. Продолжается работа по обустройству отдельных полос движения Bus Lane. На данный момент они есть на 11 улицах протяженностью 38,4 км, до конца 2017года автобусные линии займут 10% уличной сети.

ТОО «Астана LRT» проведен транспортный анализ наиболее загруженных участков, на основании которого определены границы внедрения системы управления парковочным пространством. На первом этапе предполагается обустройство 910 парковочных мест на бульваре Нуржол. До конца года планируется создать порядка 9 тыс. платных парковочных мест на пересечении улиц ƞуран - Сарайшык - Орынбор - Сыганак и улиц Сарыарка - Богенбайбатыра - Республики - Набережной.

Платная парковка будет представлять собой обустроенное место с разметкой, знаками, информационными щитами с описанием процесса оплаты, а также электронными табло с указанием количества свободных мест и паркоматами для безналичной оплаты.
В 2015 году создан Центр диспетчеризации транспорта, на базе которого внедряется система FlashNet (диспетчеризация городских автобусов). На данный момент введена вся информация по городским маршрутам, расписаниям движения и остановочным пунктам, диспетчеры обучены пользованию программой и ведут ежедневный мониторинг за автобусами посредством бортовых устройств Road Runner в тестовом режиме.

Из 358 светофоров города 42 подключены к Интеллектуальной транспортной системе, что уже дало уменьшение заторов на 23%.
В целом, констатировал Асет Исекешев, на базе ТОО «Астана LRT» путем трансформации будет создана управляющая транспортная компания $675$ аналогично сингапурской, миланской и дубайской.- Мы понимаем, что принимаемые меры создают неудобство для отдельных жителей города. Но это не просто набор инициатив, а системные комплексные решения, выработанные совместно с мировыми экспертами на основе изучения лучших практик, - обратился аким к участникам международной конференции.

- Я понимаю, что первые годы какието проекты будут неоднозначно восприняты, но надо их рассматривать в комплексе, который позволит обеспечить нормальное развитие трафика.

Чудо XXI ВЕКА

Итак, формирование идеальной транспортной системы Астаны состоит из четырех позиций: создать комплексную систему пассажирских перевозок (ЛРТ, БРТ, автобусы и такси) внедрить электронные системы учета (диспетчеризация, ЭСОП, информирование) повысить культуру и качество предоставляемых услуг (обучение, кадровая политика) создать удобную и эффективную транспортную инфраструктуру (остановки, депо, Bus Lane, автовокзалы).Одним из важных проектов города будет запуск легкорельсового трамвая. Первый этап протяженностью 22,4 км соединит международный аэропорт Астаны, площадку ЭКСПО, Назарбаев Университет, «АбуДаби Плаза», Дом министерств и новый железнодорожный вокзал.

Система включает в себя 18 станций закрытого типа с пассажирооборотом до 150 тыс. человек в сутки. По словам акима Астаны, в условиях быстрого роста столицы система ЛРТ позволит удовлетворить постоянно растущий спрос на быстрые, качественные и безопасные пассажироперевозки. Запустить первую линию обещают только к концу 2018 года, а стоимость проезда, как сообщил на конференции председатель правления ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан, предположительно составит 200 тенге.

Легкорельсовый травмай представляет собой подвижные составы китайского производства, движение которых обеспечивается по эстакаде на 7метровой высоте от уровня земли со средней скоростью 41 км/ч. Эстакада поддерживается посредством опор. Станции полностью адаптированы к климатическим особенностям Астаны, оборудованы системами электронной оплаты проезда, сигнализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а также видеонаблюдения.

Внедрение LRT отлично вписывается в общую концепцию Интеллектуальной транспортной системы (ITS) Астаны. По словам генерального директора ТОО «Алмаз Азия» Гиля Смолински, ITS - это система, использующая инновационные разработки моделирования и регулирования транспортных потоков, которая обеспечивает информативность, безопасность и высокий уровень взаимодействия участников движения.

Оказывается, именно общественный транспорт заставил мир сверить часы еще в XIX веке, когда железнодорожники Европы задумали создать первое расписание поездов! Регулирование движения - сложная задача, которая требует постоянной оптимизации. Поэтому начали внедрять детекторы различных видов, светофоры заставили «поумнеть».

- Еще в 1998 году при начале строительства Астаны была заложена интеллектуальная система, аким Джаксыбеков смотрел вперед и поставил нужное оборудование, чтобы сделать город и его транспортную систему «умными» в том виде, в который сегодня превращается Астана, - говорит Гиль Смолински.

18 месяцев проводился анализ, вручную с помощью детекторов собиралась информация, которая стала основой ITS запущенной в 2014 году. Поставлены 358 из 402 необходимых светофоров, около 3 тыс. детекторов, 700 видеодетекторов, 30 табло и 65 знаков переменной информации, 210 видеокамер, 321 км оптоволоконной связи.

Все остановки будут оснащены таблицами маршрутов в динамичном виде. Только в 2016 году предстоит прокопать вручную 125 км земли, чтобы проложить нужное оборудование. Система, зная расписание автобусов и где находится каждый из них, информирует водителя, ехать ему быстрее или медленнее, может влиять на фазы светофоров, чтобы обеспечить конкретному автобусу более точное перемещение.

ITS возможно, единственный вариант повышения пропускной способности в уже существующей сети. Проект, который внедряется в Астане, по оценкам экспертов является одним из самых широкомасштабных в рамках городамиллионника, который реализуется в XXI веке. В нем задействован ряд производителей Европы, Турции, Израиля, США, то есть это глобальный проект, где собраны последние разработки с учетом потребностей города и задач на десятки лет вперед, - говорит Гиль Смолински.

- Заложены системы адаптивного светофорного регулирования, диспетчеризации общественного транспорта, электронной оплаты проезда, информирования участников дорожного движения, инновационная магистральная сеть передачи данных. Сотни казахстанских сотрудников прошли повышение квалификации, и эти знания будут востребованы по всей республике. Это впечатляет. Такого чуда за такой короткий срок иностранцы точно не видели, - уверен эксперт.

Сейчас читают