Средневековый Тараз в трудах археолога Таисии Сениговой

ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Среди знаменитых имен ученых и археологов, изучавших древности Тараза, особняком стоит имя археолога Таисии Сениговой, которой исполнилось 95 лет и по работам которой до сих пор сверяются историки, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Именно археолог Таисия Сенигова в свое время поставила окончательную точку в спорах о том, кто же основал древний Тараз, в своей знаменитой книге «Средневековый Тараз». По ее мнению, именно так назывался город с начала его появления: «В первый строительный период (I век до н.э. - I век н.э.), Тараз представлял собой неукреплённое поселение... Сходство добытого при раскопках материала с материалами из гуннских могильников говорит о привнесении тюркоязычных элементов в оседлую культуру данного района...».

«Наша земля хранит множество тайн, и найти их, раскопать, прикоснуться к вечности, познакомиться с древней культурой помогает работа ученых и археологов, - рассказывает сотрудник государственного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Эльма Дильдебаева. - История изучения древнего города Тараза восходит к концу XIX - первой половине XX веков. В плеяду первых исследователей древнего Тараза входят такие патриархи истории и археологии, как Петр Лерх - российский ученый, известный ориенталист; академики Василий Бартольд, Михаил Массон, профессор Александр Бернштам, археологи кандидаты исторических наук Героним Пацевич, Лазарь Ремпель, которые проложили путь в изучение истории древнего Тараза. И по праву этот список можно пополнить еще одним именем - Таисии Николаевны Сениговой. Кандидат исторических наук, археолог, она свою профессиональную деятельность посвятила исследованиям по истории и археологии Средней Азии и, в частности, древнего Тараза».

По словам Эльмы Дильдебаевой, значительная часть творческой биографии Таисии Сениговой связана с изучением памятников Южного Казахстана. Выпускница кафедры археологии была специалистом в области средневековой археологии и получила известность, благодаря своим исследованиям в Таразе и позднее в Туркестане. В 1953 году археологическая экспедиция, которой руководила Таисия Сенигова, обнаружила стоянки эпохи неолита, бронзы и раннего железа. В 1958 году Таразская экспедиция, руководимая ею же, в районе городища Кулан (ныне Рыскуловский район) открыла место изготовления каменных изваяний VII - VIII веков. В 60-е годы ХХ века значительные по объему раскопки проводились на территории одного из древнейших городов Казахстана - Тараза. Была уточнена хронология городища, собраны комплексы керамики, стекла, изделий из металла, получены сведения о жилищах таразцев.

«В своей научной статье «Осветительные приборы Тараза и их связь с культом огня», напечатанной в журнале «Советская археология», Таисия Сенигова сообщает о большом материале, накопившемся в результате археологических исследований Тараза и его округи. Это позволило восстановить значительное число форм осветительных приборов, как генетически связанных между собой, так и единичных типов, бытовавших с VI века до нашей эры по XIV век нашей эры. Некоторые из них служили не только для освещения, но и в качестве жертвенников, курильниц, а также употреблялись для обрядов, связанных с культом огня. Автор статьи подробно описывает типы светильников, все глиняные чираги, таразскую люстру, подсвечники, а также изготовленные из бронзы. Описывает бронзовую скульптурку воина, являющуюся деталью бронзового светильника. Этот артефакт был доставлен в музей краеведом Иваном Фадеевым, нашедшим ее на одном из песчаных холмов в низовьях реки Чу. Сейчас это один из самых ценных экспонатов».

Рассказывая о статье Таисии Сениговой «Изобразительный мотив льва в прикладном искусстве древнего Казахстана», написанной совместно с известным казахстанским ученым-нумизматом, кандидатом исторических наук Р. Бурнашевой, спикер подчеркивает, что в статье описывается типичность изображений львов в тюркский период как на металле, так и на керамике. На городище Тараз и в Жамбылской области найдены артефакты, имеющие изображения льва. Систематизация, проведенная Таисией Сениговой, позволила понять, что клейма с изображением львов были излюбленными мотивами у таразских гончаров. Многие из описанных случайных находок экспонируются в Жамбылском областном историко-краеведческом музее, другие находятся на хранении в петербургском Эрмитаже.

«Таисия Сенигова является автором замечательной книги «Средневековый Тараз», которая стала бестселлером и настольной книгой для всех ученых и исследователей Казахстана, музейных сотрудников, историков, археологов, краеведов, студентов вузов. Она написана простым, доступным языком и рассчитана на широкий круг читателей. В ней подводятся итоги по материалам полевых археологических исследований цитадели, юго-восточной части шахристана, западного рабада городища Тараз, а также ближайших городов-спутников - Джикиля и Нижнего Барсхана группой ученых Семиреченской археологической экспедиции. В этом научном труде собраны и систематизированы результаты археологических исследований. Воссоздана топография Тараза и определены границы его округи. Оосвещены вопросы политической, социально-экономической и этнической истории населения. Показана генетическая последовательность в развитии основных форм гончарных изделий, свидетельствующая об автохтонности культуры от сако-усуньского до кипчако-казахского периода. Археологические данные подкрепляются средневековыми письменными источниками китайских и арабских авторов, посещавших древний Тараз. Таисия Сенигова дает описание сохранности древнего города. Благодаря проведенным топографическим съемкам экспедиции, составлены планы и схемы археологических памятников Тараза с заложенными раскопами, проведена фотофиксация. Все эти научные материалы сегодня легли в основу создания на территории центральной части древнего города историко-культурного комплекса «Древний Тараз», - говорит сотрудник государственного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» Эльма Дильдебаева.