Собственную модель обучения специалистов внедряет костанайский автопром
Сегодня костанайский автопром в лице ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АгромашХолдинг» успешно внедряет технологии мелкоузлового производства автомобилей (CKD - Completely Knocked Down), что подразумевает полноценное производство автомобилей со сваркой и окраской кузовов. В связи с этим, и вопрос подготовки специалистов нового направления был открытым. Но костанайский автозавод нашёл своё решение данной проблемы - при производстве открыт Центр обучения и развития персонала.
Как считает руководитель Центра Людмила Олкинян, главная проблема дуального образования - в ее реализации.
«Наша цель - подготовить специалистов, в первую очередь, для себя, хотя они будут востребованы везде. Отрасль активно развивается, такие специалисты нужны не только на производстве, но и на СТО, в сервисах техобслуживания. Самое главное, это то, что наши учащиеся видят, где они будут работать, как устроено производство, они получают не только знания, но и навыки, у них появится полное устойчивое понимание своей профессии», - отмечает Людмила Олкинян.
К слову, вся программа обучения составляется специалистами-преподавателями, у которых есть опыт работы как в теории, так и на практике. В программу входят и учебники, и пособия, и лекции-презентации. Есть также наглядный материал, который преподаватели сами готовят из оборудования и запасных комплектов.
Помимо центра, с октября этого года на площадке автозавода в рамках Государственной программы продуктивной занятости при поддержке региональной Палаты Предпринимателей реализуется проект по профессиональной подготовке и переподготовке специалистов по актуальным специальностям автопрома. Сейчас по этой программе обучаются 42 человека. Разработаны и утверждены учебные планы, и есть возможность подготовить для казахстанского автопрома квалифицированных специалистов, готовых занять важную технологическую позицию на промышленных площадках автозавода, причём не только костанайского.
В качестве одного из преподавателей здесь работает теорик в прошлом и практик в настоящем - начальник бюро технического контроля цеха сборки Амир Неспбаев. Четыре года назад начинал на заводе сварщиком.
В своё время готовил сварщиков в местном колледже, потом решил прийти на настоящее производство. Но преподавательская деятельность его настигла и здесь. Сейчас у него в группе с десяток молодых и пожилых желающих получить профессию сварщика.
«Мы им сначала даем теорию классической сварки, затем уже рассказываем о тонкостях нашего производства, и объясняем, чем отличается сварка обычная от сварки автомобильной. Сейчас у нас в группе занимаются люди с биржи труда. На удивление очень ответственные ученики собрались, несмотря на разношерстность, одинаково тянутся к знаниям. Да и такое производство само по себе вызывает интерес, я ведь тоже не случайно здесь оказался», - рассказывает он.
Центр при костанайском автозаводе работает вот уже четвертый год, и только сейчас можно говорить о его положительных промежуточных итогах деятельности. Сегодня Центр работает по всем направлениям: не только на внедрение и реализацию эффективной модели дуального обучения, но и подготовку, переподготовку, повышение квалификации, развитие профессиональных и личностных компетенций персонала, внедрение корпоративной идеологии, адаптацию работников.
На базе костанайского автозавода реализуется также проект по внедрению эффективной системы дуального обучения совместно с Костанайским социально-Техническим университетом им. академика З. Алдамжароаа и колледжем. В январе 2017 года открыта базовая кафедра Университета - «Техника и технологии», которая и базируется на автозаводе.
«Преподавателями на кафедре и мастерами производственного обучения являются ведущие специалисты костанайского автомобильного завода, обладающие высокими профессиональными и педагогическими компетенциями. В учебных аудиториях кафедры более 50 студентов и учащихся проходят теоретическую подготовку, на промышленных площадках - практическое обучение. Таким образом, мы достигли дуальности обучающего процесса, когда исчезла пропасть между теорией и практикой. Сегодня мы готовы представить действующую модель дуального обучения как положительный опыт на республиканских и международных площадках», - рассказывает руководитель Центра обучения и развития персонала Л.Олкинян.
В 2017 году 75 человек успешно прошли магистерские производственные стажировки по изучению инновационных методов автомобилестроения, разработаны первые учебные пособия по технологии контактной сварки и окраски кузова автомобиля.
Однако в Учебном центре, где, казалось бы, уже налажен учебный процесс, все-таки есть и невыполненные задачи. Например, дальнейшее развитие современной тренировочной инфраструктуры для подготовки будущих специалистов автомобилестроения.
На производственных площадках формируются тренировочные зоны по технологическим процессам мелкоузлового производства, в цехе сварки кузовов планируется открытие «Лаборатории сварочных технологий», совместно с АО «Холдинг «Кәсіпқор», где будут размещаться стенды, детали, сварочное оборудование по технологии МКС и т.п.
Планируется создание на базе предприятия Инновационного Инжинирингового Центра по направлениям: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, мехатроника, энергетика.
Еще один важнейший аспект - подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения. Чтобы заработала модель дуального обучения, необходимо не только дополнять, менять, насыщать современными технологиями образовательные программы, учить студентов, но и учить этим технологиям и новым знаниям учителей. Именно с этой целью был разработан проект «Школа для учителей», реализация которого запланирована на 2018 год.