Секреты древнего искусства ковроткачества раскрыла жительница Костанайской области

None
None
КОСТАНАЙ. КАЗИНФОРМ- В преддверии праздника Наурыз в Костанае прошёл мастер-класс по ковроткачеству. Об особенностях древнего ремесла по созданию «тықыр кілем» корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала мастерица Жибек Жусупова. 

Жибек апай научилась искусству ковроткачеству от матери и ее подруг. По её словам, раньше было хорошей традицией собираться с подругами за интересной беседой и заниматься ковроткачеством.  Но Жибек апа, так уж повелось, все привыкла делать сама, в том числе и ткать ковры. В среднем, как рассказывает мастерица, одному человеку не спеша можно соткать ковёр размером 2*3 за один месяц. 

«Самостоятельно ткать ковры я уже могла в 14 лет. Ковров 12 за все время я соткала. Последний раз я ткала года четыре назад по просьбе знакомой. После этого не было необходимости. Потому что никто не заказывал, ведь в нынешнее время проще и дешевле купить готовый товар»,- говорит Жибек апай.   

Для того, чтобы ткать ковры, обязательным атрибутом является станок, раньше чаще был - деревянный, а сейчас, как говорит Жибек апай, легче пользоваться металлическим. Как оказалось, на станок необходимо натягивать основные нити, между ними уже вырисовываешь, продевая нити различных цветов, необходимый тебе узор.

null 

«Вообще, вся работа начинается с подготовки шерсти. Шерсть для ковров мы использовали овечью. Тоже трудоемкий процесс, потому что нужно сперва обработать, вымыть и высушить шерсть. Потом ее взбивают деревянными палками, чтобы она стала пушистой. Затем красишь и прядёшь нити. И только потом - можно приступать к работе со станком, - рассказывает мастерица. - Особое место в этом процессе занимает создание орнамента. Нити, которые мы берем за основу ковра, должны быть прочные и чуть толще, чем пряжа. Затем, отсчитывая нити, нужно продевать через них пряжу других цветов. Здесь нужна усидчивость и внимательность. Но результат в виде красивого казахского орнамента на ковре просто завораживает. 

Что касается узоров, то их разновидностей тоже очень много. по словам Жибек апай,  бывают зооморфные - клювы, рога барана, следы животных. А также - растительные, в основном на них цветы. Еще - космогонические, геометрические фигуры. И все они несут смысловую нагрузку. 

Как отмечает Жибек апай, маленькие коврики можно соткать за неделю, а вот на большие ковры уходит значительно больше времени - от месяца и больше. Да и клубков шерсти на такой ковёр уйдёт порядка 25.  
null 

В предверии Наурыз мейрамы у костанайцев была возможность на организованном историко-краеведческом музеем мастер -классе окунуться в процесс ковроткачества. Костанайские мастерицы, владеющие редким и древним ремеслом ковроткачества, продемонстрировали зрителям процесс создания ковра - тықыр кілем, начиная со взбивания шерсти специальными палочками и завершая изготовлением коврового полотна на старинном ткацком станке. Среди них была и наша героиня Жибек апа, а на начатом ею ковре была возможность попробовать себя в качестве мастера по ткачеству и у всех желающих. 

Жибек апай отмечает, что пока среди тех, кто хочет научиться древнему казахскому ремеслу ковроткачества, только дочки и внучки. А хотелось бы возродить эту традицию и вынести в широкие массы. 

«Сегодня не многие интересуются этим искусством, так как в магазине можно купить все, что угодно. В том числе и ковры. Однако те, кто ценит такие уникальные работы, понимают, что магазинные изделия не заменят работы ручной работы. Надеюсь, что это искусство в будущем вновь обретёт популярность среди населения»,- заключила Жибек Жусупова.
null null 

Фото предоставлено Костанайским областным историко-краеведческим музеем 

Сейчас читают