Сакральный Казахстан - мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу

None
None
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. КАЗИНФОРМ - На излучине высокого правого берега речки Аягоз в Аягозском районе Восточного Казахстана, напротив аула Тансык (Тарлаулы), величественно возвышается мавзолей над могилой влюбленных Козы Корпеш и Баян Сулу, передает корреспондент МИА «Казинформ». 

С возвышенности, на которой расположено надгробие, открывается красивый вид на речную долину. Этот памятник - не просто один из древнейших памятников архитектуры Казахстана. А как отмечают историки, мазар Козы Корпеш и Баян Сулу - место рождения древней  тюркской легенды о трагической, но вечной любви, прошедшей сквозь пятнадцать веков.

nullКорни этого сюжета устной традиции Великой степи уходят в древнетюркское прошлое - мотив имеет широкое распространение в тюркском мире, включая якутов-саха. Точных сведений о времени строительства памятника нет, но есть предположение, что он построен до распространения ислама на казахской земле.

В фондах историко-краеведческого музея Восточного Казахстана хранятся  копии документов, связанных с исследованием этого уникального древнего памятника культуры, начиная с 19 века, в том числе записи и рисунки Шокана Валиханова, Николая Абрамова и Николая Пантусова. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Алькея Маргулана. В 1982 году памятник включен в список памятников истории и культуры страны и взят под охрану государства (КазССР).

Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу одним из первых вошел в список общенациональных сакральных объектов и комплексов Казахстана.
null 
Четырехгранный мазар построен из плоского камня, к верху здание значительно сужается, образуя округлое завершение. Памятник сложен напуском рядов плитнякового камня на глиняном растворе. Высота мазара - 12 метров. Он неоднократно ремонтировался, в результате вся поверхность, которая, судя по дореволюционным фотографиям, была сильно выщерблена, сейчас выровнена кладкой, в камере установлено два надгробия (Козы Корпеша и Баян Сулу).
nullК входу пристроено крыльцо с тремя ступенями, вокруг памятника произведено мощение камнем  с ведущей к входу дорожкой.

Древним сооружением, его необычной формой и историей, интересовались многие исследователи, историки, писатели.  Сохранились записи исследователей 19 века, посещавших памятник. 

Шокан Валиханов, побывавший у памятника в 1856 году, был поражен его высотой: «Девять человек должны были встать друг на друга, чтобы верхний дотянулся до купола».

Большую ценность для современников представляют сделанные им зарисовки стоявших у памятника каменных изваяний. По рисункам Чокана Валиханова рядом с мавзолеем располагались каменные фигуры трех женщин, держащих священную посуду, и один мужчина. По преданию одна из женщин - Баян Сулу, вторая - её сестра Айгыз, третья - старшая сестра Тансык, мужчина - Козы Корпеш.  Но  эти каменные не сохранились.

Старинная легенда о трагической любви Козы-Корпеша и Баян-Сулу гласит, что друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга. Проходит время и Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым погиб Козы. Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости. Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь, держась за волосы Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар проваливается в бездну и погибает. Козы Корпеш отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Свет любви, оставленный двумя любящими сердцами, многие века вдохновлял поэтов и писателей.  Говорят даже, что Пушкин, бывая в степях Оренбуржья, слышал и записал эпос о трагической любви казахских Ромео и Джульетты.

Мавзолей Козы Корпеш и Баян Сулу имеет выдающееся значение, являясь редким образцом раннесредневековой архитектуры, связанной с широко распространенными у разных народов преданиями, аккумулируя в себе целый ряд культурологических аспектов.

Сейчас читают