Роль и значение транспортно-транзитного потенциала Казахстана в Евразии

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Евразия - массивный и многогранный «суперконтинент», в котором проживает порядка две трети мирового населения, производится более 60% мирового ВВП и находится 80% мировых энергетических запасов, пишет газета «Литер».

При этом если до недавнего времени Евразия представляла собой совокупность субрегионов, чьи связи между собой были зачастую слабее, чем с другими частями света, то сегодня благодаря развитию технологий, транспортных связей и формированию устойчивых взаимозависимостей между различными частями континента можно говорить о полноценном «экономическом регионе».

Основной движущей силой происходящих изменений прежде всего является рост торговых и инвестиционных отношений внутри самой Евразии.

Так, к примеру, если в 1995 году в направлении Европы азиатские страны экспортировали товаров на сумму 265 млрд. долл., то в 2014 году данная цифра достигла 1 трлн долл.

По мере дальнейшего развития азиатские страны также увеличили свой импорт из европейских стран: если в 1995 году было импортировано товаров на сумму 291 млрд долл., то в 2014 году данный показатель составил 1,07 трлн долл.

Несмотря на то, что значительный объем торговли между Азией и Европой осуществляется с помощью морских перевозок, столь резкий рост торговых отношений между субрегионами неминуемо повышает потребность в сухопутных маршрутах, так как транспортировка автомобильными и железными дорогами занимает почти вдвое меньше времени, чем водный транспорт, а также считается более безопасным видом доставки.

В обеспечении необходимых сухопутных транспортных путей для развития торговых отношений Евразии Казахстан, располагаясь на стратегически важном участке пресечения Европы и Азии, между такими экономическими центрами, как Европейский союз, Россия, Китай и Индия, играет ведущую роль.

В частности, через Казахстан на сегодняшний день проходит большинство международных железнодорожных и автомобильных коридоров в Центрально-Азиатском регионе, соединяющих Европу и Азию.

1. Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ) связывает Западную Европу с Китаем, Корейским полуостровом и Японией через Россию.

2. Южный коридор ТАЖМ связывает Юго-Восточную Европу с Китаем через Турцию, Иран, страны Центральной Азии.

3. Центральный коридор ТАЖМ связывает Центральную Азию с Северо-Западной Европой.

4. Север - Юг представляет с собой мультимодальный маршрут общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия).

5. TPACEKA связывает Восточную Европу с Центральной Азией через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Помимо железнодорожных маршрутов на автомобильных дорогах Казахстана сформировано шесть международных коридоров в различных направлениях: 1) Ташкент - Шымкент - Тараз - Бишкек - Алматы - Хоргос; 2) Шымкент - Кызылорда - Актобе - Уральск - Самара; 3) Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск; 4) Астрахань - Атырау - Актау - гр. Туркменистана; 5) Омск - Павлодар - Семей - Майкапшагай; 6) Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург.

Привлекательность нашего государства в качестве евразийского транзитного хаба возрастает не только из-за удачного географического расположения и прохождения международных коридоров через Казахстан, но также и за счет масштабной политики по развитию собственной транспортно-коммуникационной инфраструктуры страны.

Так, 11 ноября 2014 г. Президент Казахстана H.А. Назарбаев, провозгласив новую экономическую политику Казахстана на предстоящие пять лет «Нұрлы жол - Путь в будущее», дал старт Государственной программе инфраструктурного развития на 2015-2019 годы, где основное внимание уделяется развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Согласно программе, до 2020 года в Казахстане будет создана современная транспортно-логистическая инфраструктура, соединяющая Астану с другими регионами страны магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу.

Всего в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрена реализация порядка 16 инфраструктурных Проектов транспортной отрасли.

При этом в автодорожной отрасли в период с 2015 по 2019 год планируется построить и реконструировать порядка 4 тыс. км дорог. Одним из прорывных проектов в этой области является создание международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, который будет самым кратчайшим автодорожным маршрутом до Европы со сроком транспортировки грузов до 10-12 дней. Значительную роль в расширении возможностей транспортно-логистического потенциала Казахстана играет морская инфраструктура на Каспийском море. Порт Актау, мощность которого в 2015 году доведена до 19,5 млн тонн в год, сегодня является современным многопрофильным терминалом, лидирующим среди портов Каспийского региона по многообразию, качеству и доступности услуг. С завершением строительства нового паромного терминала в порту Курык в 2016 году на казахстанском участке Каспийского моря будет создана дополнительная перевалочная точка мощностью в 4 млн тонн в год.

В сфере железнодорожного транспорта в 2015 году в рамках госпрограммы введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жезказган - Бейнеу, что позволило сократить расстояние транзита (с запада на восток) через Казахстан на 1036 км.

Также успешно завершен проект «Боржақты - Ерсай», соединяющий строящийся порт Курык с железнодорожной магистралью и направленный на обеспечение транспортного обслуживания развивающихся производств в западном регионе страны. Реализация вышеназванных проектов особенно актуальна на фоне запуска железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран в рамках международного коридора Север - Юг, которая создала дополнительные пути, связывающие Казахстан, центральные районы России с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии, и позволяет увеличить транзитный поток, уменьшает расходы на перевозку.

На казахстанско-китайской границе реализуется проект по созданию и комплексному развитию СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», основной целью которого является формирование современного транспортно-логистического центра для обеспечения кратчайшего доступа товаров с азиатского направления, прежде всего из Китая в Европу и обратно. В текущем году была запущена первая очередь «сухого порта», осуществляющего прием и обработку транзитных грузов. Немаловажное значение имеет выстроенное взаимодействие СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» с железнодорожными линиями Жетыген - Коргас и Жезказган - Бейнеу, автомобильным коридором Западная Европа - Западный Китай, портами Актау и Курык, что позволяет говорить о полноценной интеграции восточного узла с западными, южными и северными логистическими пунктами страны.

В свою очередь транзитные грузы, обрабатываемые на СЭЗ «Хоргос -Восточные ворота», формируются в казахстанском логистическом терминале в китайском порту Ляньюньган, который на сегодняшний день является одним из основных транзитных пунктов по перевалке грузов из Юго-Восточной Азии в направлении России, стран Персидского залива, Турции и Европы.

В целом, с учетом значительной роли Китая в мировых торговых отношениях, установление связей между транспортными узлами Казахстана и КНР является стратегическим приоритетом. В этой связи на сегодняшний день проводится работа по сопряжению государственной программы «Нұрлы жол» с китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути».

Проект «Экономический пояс Шелкового пути» нацелен на создание различных трансевразийских экономических коридоров с соответствующим развитием транспортной инфраструктуры. В этом контексте китайская программа «Экономический пояс Шелкового пути» в значительной степени корреспондирует с объявленной Президентом Казахстана H. А. Назарбаевым новой экономической политикой Казахстана «Нұрлы жол», при этом все масштабные транспортные проекты нашей страны могут стать органической частью современных маршрутов Шелкового пути.

В результате вышеназванных государственных мер Казахстан в международном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index) Всемирного банка уверенно улучшает свой показатель. Так, по результатам 2016 года наша страна поднялась на 11 позиций, заняв 77-е место среди 160 стран. Данный показатель Казахстана на сегодняшний день является лучшим среди стран СНГ (Украина - 80-e, Россия - 99-е место, Узбекистан -118-e, Кыргызстан - 146-e), что еще раз доказывает ведущую и важную роль Казахстана в транспортно-логистической системе Евразии.

Сейчас читают