При Мирзиёеве могут возрасти объемы торговли между Узбекистаном и Казахстаном

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Одним из важнейших стратегических партнеров Казахстана является Республика Узбекистан, которую недавно возглавил новый Президент - Шавкат Мирзиёев.

В беседе с  корреспондентом МИА «Казинформ» известный политолог, эксперт по внешней политике Института мировой экономики и политики РК Жумабек Сарабеков дал свой прогноз дальнейшего развития казахстанско-узбекских отношений.

- Как Вы оцениваете сложившийся уровень двусторонних отношений между Казахстаном и Узбекистаном?

- У Узбекистана, среди других стран региона, самые лучшие отношения сложились с Казахстаном. Например, с тем же Таджикистаном есть неурегулированные вопросы, связанные со спорными территориями, проблемные вопросы совместного водопользования, вопрос строительства Рогунской гидроэлектростанции. С Кыргызстаном у Ташкента часть границ не делимитирована и не демаркирована.

То, что из всех соседей лучшие отношения Узбекистан поддерживает с Астаной, подтверждается и высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества. Мы третий по значимости торговый партнер Узбекистана. На первом месте Россия, на втором - Китай. То есть, наше сотрудничество на сегодняшний день носит стратегический характер. В конце 90-х и начале 2000-х годов были разные дискуссии о лидерстве в регионе. Сейчас эта дискуссия потеряла актуальность и образовался казахстанско-узбекский тандем. Это, в принципе, отвечает и нашим, и их интересам. Потому, что если Казахстана - экономический лидер, то Узбекистан является ключевым элементом в структуре региональной безопасности. Узбекистан граничит со всеми странами Центральной Азии и от ситуации в Узбекистане зависит очень многое.

В целом, думаю, что казахстанско-узбекские отношения следует характеризовать, как дружеские и добрососедские.

- Эти отношения при прежнем руководстве Узбекистана были, прежде всего, стабильными. Может ли что-то измениться в политике Ташкента после того, как страну возглавил новый Президент?

- Во-первых, нужно отметить, что Президент Шавкат Мирзиёев сразу заявил о сохранении преемственности во внешней политике. Это означает, что кардинальных изменений во внешней политике Узбекистана не будет. Но, в то же время, мы видим, что новое руководство этой страны уже делает шаги к урегулированию имеющихся проблем с Таджикистаном и Кыргызстаном. О чем это говорит? Дело в том, что раньше между руководством Узбекистана и Таджикистана были противоречия личностного характера. А отношения между новым Президентом Узбекистана и Эмомали Рахмоном не отягощены такими моментами.

Еще один вопрос: Шавкат Мирзиёев, когда он был еще исполняющим обязанности Президента, выступил на совместном заседании палат Парламента Узбекистана и заявил, что во внешней политике страны приоритетом будет региональное сотрудничество. Это может отразиться на уровне экономического сотрудничества с соседями, то есть, возможно, возрастут объемы торговли со странами региона, в том числе с Казахстаном.

Ориентированность нового руководства Узбекистана на региональные проблемы, региональное сотрудничество может способствовать решению ключевых проблем региона. В вопросах о спорных территориях мы можем наблюдать стабилизацию. В то же время, Узбекистан будет пытаться решать такие проблемы, не идя на большие жертвы. Например, по вопросу о строительстве Рогунской  ГЭС позиция Узбекистана не изменится. С другой стороны, есть ряд вопросов, которые можно решить. Принципы не будут меняться, меняться будут подходы. Безусловно, я считаю позитивным моментом то, что позиции Узбекистана принимают более конструктивный характер.

- До сих пор Узбекистан не проявлял намерений участвовать в Евразийском экономическом союзе. Может ли измениться позиция Ташкента по этому вопросу?

- Новое руководство Узбекистана уже заявляло, что пока не рассматривает возможность участия в евразийской интеграции. Не стоит ожидать, что Узбекистан в ближайшей или среднесрочной перспективе начнет переговоры о включении в работу Евразийского экономического союза. На это есть разные причины и, прежде всего, это нынешняя модель экономического развития страны не предполагает участия в интеграционном процессе. Экономика Узбекистана строится на принципе импортозамещения. То есть, как можно меньше импортировать, как можно больше производить самим. Такая логика. Поэтому Узбекистан не будет участвовать в интеграции, пока будет практиковаться такая экономическая стратегия. Более того, Евразийский экономический союз предполагает глубокий уровень взаимной интеграции экономик стран-членов, а нынешняя модель экономического развития экономики Узбекистана не предусматривает этого. 

Сейчас читают