Первая казашка-журналист Назипа Кульжанова

None
None
СЕМЕЙ. КАЗИНФОРМ - В День работника связи и информации мы хотим рассказать о первой казашке-журналисте Назипе Кульжановой. Она была одной из самых образованных женщин своего времен.  Общественный деятель, педагог,  журналист, переводчик. Благодаря архивам центральной городской библиотеки города Семей, Восточно-Казахстанской областной библиотеки имени Абая корреспонденту МИА «Казинформ» удалось собрать ценные сведения о ее жизни.

 Назипа (Сагызбаева) Кульжанова родилась 27 июля 1887 года в Торгае. Училась в русской школе, основанной Ибраем Алтынсариным. Затем продолжила обучение в Торгайской женской гимназии, позже работала помощником учителя.

Назипа с отличием окончила гимназию, за «благонравие и успехи»  15-летней гимназистке вручили подарок- сочинения русского поэта В. Жуковского.

Ее родители, бедные и старые люди  заблаговременно получили за нее калым. Девушка не хотела идти замуж за нелюбимого, за помощью  она обратилась к военному губернатору области.

В 1902 году познакомилась с учителем Чубарской волостной школы Нургали Кульжановым, за которого позже вышла замуж. Супруги  были друг другу под стать: образованные, интеллигентные. Через три года они переехали в Семипалатинск. Здесь ее муж работал в открывшейся учительской семинарии, где вел уроки русского языка и литературы. В 1913 году Назипа  стала членом группы «Гражданские спутники» («Азамат серіктігі») Семипалатинского отделения Русского Географического общества.

null
 Из истории краеведения Семипалатинска  известно, что работа в этом городе позволила ей ближе познакомиться с семьей великого Абая, многими известными деятелями того времени, среди них были и ссыльные революционеры.

Являясь членом-сотрудником Семипалатинского географического общества, она организует литературно-музыкальные и этнографические вечера.

null  
В 1914 году она организовала первый вечер памяти, посвященный 10-летней годовщине со дня смерти Абая Кунанбаева, который проходил в клубе приказчиков (старое здание драматического театра).

По поводу вечера в журнале «Айкап» вышла статья. В ней говорилось, что «25 числа в Семипалатинске был устроен вечер, посвященный нашему поэту Абаю Кунанбаеву, с творчеством которого, к сожалению, не все знакомы. Жена преподавателя Нургали Кульжанова - Назипа сделала доклад о поэте, после которого у многих навернулись слезы на глазах. За прекрасный вечер, который был  у нас впервые, мы должны поблагодарить Назипу Кульжанову».

Проводя такие вечера, Назипа сумела собрать вокруг себя творческую молодежь города. Вторым культурным мероприятием, организованным Назипой Кульжановой, был литературно-музыкальный благотворительный вечер, который состоялся 13 февраля 1915 года. Событию посвятили свои заметки журнал «Айкап» и газета «Казах». Вечер оставил неизгладимое впечатление у населения и благодарные отзывы о его устроительнице Назипе Кульжановой.

null
Опыт Назипы в проведении литературно-музыкальных вечеров был использован в становлении национального театра. Нургали Кульжанов и его жена Назипа играли в первом театре - Киргизско-татарском клубе «Ес-аймак».
 
null
В своей деятельности Назипа Кульжанова поднимала проблемы воспитания молодежи и культуры. Она пишет многочисленные статьи о жизни казахских женщин для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш». Назипа одной из первых популяризовала творчество Абая, перевела на русский язык его стихотворение  «Желсіз түнде жарық ай» («Безветреная ночная луна»). Перевод был напечатан в 1915 году в журнале «Сибирский студент».

В 1917 году Назипа приняла участие в съезде казахов Семипалатинской области и вошла в правление съезда, а в 1920 году вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. 
null

После смерти мужа, в течение двух лет, в 1920-1922 годы, Н. Кульжанова работала учителем в Акмолинске. В 1922 году Сакен Сейфуллин стал председателем Народных комиссаров Казахской АССР и одновременно редактором газеты «Еңбекші қазақ», в которую пригласил Назипу и ввел ее в состав редакционной коллегии. Она стала  одним из известных авторов.

В 1923-1925 годах она работала в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан»), «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». В 1925-1929 году Кульжанова - ответственный секретарь общественно-политического и литературно-художественного журнала «Әйел теңдігі». По ее просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». 

Она была также известным автором журнала «Әйел тендегі» и многих статей, рассказов, очерков в газете «Еңбекші қазақ», «Қазақ тілі» и других печатных органов республики. Казахская молодежь, девушки в особенности, с интересом читали рассказы и очерки Назипы Кульжановой. До сих нор вспоминаются ее очерки «Как жаль, девушки», «Дорогая Гайша» и другие. Она перевела с русского на казахский несколько произведений В. Короленко, написала брошюры о детях и матерях. Являлась членом общества по изучению Казахстана, организованного в конце 1920 года в городе Оренбурге, принимала активное участие в его работе.

Ее статьи о жизни и роли женщины в обществе побудили многих женщин Востока стремиться к знаниям, так как она умела писать о женских проблемах как никто. В частности, ею переведены книги В.Г. Короленко и Б.А. Лавренева, и казахских - на русский (И. Алтынсарин «Весна»). 

Являясь одной из первых просвященных женщин Казахстана, она отдавала много сил развитию женского движения, поддерживала стремление женщин к активной позиции в обществе. Она была в числе организаторов Первого съезда женщин Востока. 

Назипа Кульжанова публиковала материалы во многих периодических изданиях Казахстана, занималась переводами. Были у нее и книги. Она автор «Дошкольного воспитания» («Мектептен бұрынғы тәрбие»), вышедшего в Оренбурге в 1923 году, и книги «Мать и дитя» («Ана мен бала»), изданной в 1927 году. 

В 1929 году Назипа вынуждена уйти на творческую работу в домашних условиях. Хотя архивные материалы свидетельствуют об ухудшении здоровья, похоже, что была в опале за то, что общалась с алашординцами. Она умерла в Алматы после продолжительной болезни (туберкулеза) в возрасте сорока шести лет в 1934 году, оставив после себя небольшое, но значительное творческое наследие. 

Творчество Назипы охватывает первые годы  казахской советской литературы (1917-1929). Такие ее труды, как «Нужная работа» «Взгляд на нашу литературу» «Казахская литература», «Поэтесса Шолпан»,  «Театр Семипалатинска» - это объемные исследования проблем литературы и искусства и поэтому они достойно занимают свое место в истории литературы.

На женскую тему ею написаны философские размышления «Общий женский праздник» где она определяет  место женщины в общественной жизни, ее роль в семье. «Все мы - молодые и старые, девушки и юноши - все свои умения, сознание должны направить на учение», - писала она. И еще: «неграмотный человек - получеловек. Женщина - мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов».
null 

Известный поэт Султанмахмут Торайгыров  посвятил Назипе Кулжановой поэму «Знакомство». Он подчеркнул такие ее достоинства, как честность, женственность, отзывчивость и деловитость.

«Последнее качество, - пишет поэт,- отсутствует даже у многих мужчин».

По информации старшего научного  сотрудника республиканского  музея Абая в городе Семей М. Бейсенбаева, в альбоме Григория Хомутова долгие годы хранилась фотография Кульжановых. Будучи студентом Семипалатинской учительской семинарии, Хомутов жил в 1906-1908 годах у Нургали Кульжанова. Он рассказывает, что Нургали и его жена Назипа были по тому времени высококультурными, прогрессивно настроенными людьми. Г. М. Хомутов с волнением отмечал, что то время, когда жил у них, он считает одним из лучших периодов своей жизни. «В этом доме я встретил чисто отеческое отношение к себе, чувствовал повседневную материнскую заботу. В ответ на такое отношение, желая хоть как-то выразить свое расположение и большое уважение к этим людям, я решил основательно изучить казахский язык, который преподавал в семинарии Нургали Кульджанович. И у меня всегда по казахскому языку была отметка «отлично», - сообщил он.

К сожалению, после окончания семинарии в 1908 году Григорий Хомутов больше не встречал Кульжановых. Только слышал, что Нургали зверски убили алашординцы и белогвардейцы, а судьба его жены осталась неизвестной.

Некоторые дошедшие до нашего времени статьи, книги и фотографии Назипы Кульжановой представлены на выставке в Восточно-Казахстанской областной универсальной библиотеке.
null 

 В  республиканском литературно - мемориальном музее Абая выставлена в экспозиции фотография супругов Кульжановых. Кроме того, в доме-музее «Алаш арыстары - М. Ауэзов» («Львы Алаша - Мухтар Ауэзов»), входящем в Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая в городе Семей, есть экспозиция с фотографией Кульжановых, программой литературного вечера и произведением Султанмахмута Торайгырова, посвященном Назипе.
null

Сейчас читают