Нурсултан Назарбаев ставит вполне прагматичные задачи - российский эксперт

None
None
  МОСКВА. КАЗИНФОРМ - О том, как видится в России статья Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в интервью собственному корреспонденту МИА «Казинформ» в Москве рассказал один из ведущих представителей экологической общественности России, планирующий выдвинуть свою кандидатуру в президенты РФ на выборах 2018 года от российской партии «Зеленые», Анатолий Баташев. 

- Вы долгое время возглавляли информационное агентство «Международник», следите за новостями Казахстана, в том числе за полемикой, которую вызвала недавняя статья президента Назарбаева.

- Статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» мне понравилась. Тут интересен сам подход Нурсултана Абишевича - мыслить не сиюминутными, а долгосрочными задачами. В России очень не хватает такого долгосрочного прогнозирования. Если смотреть на послания Владимира Путина, то они предельно конкретны - сделано, достигнуто, ближайшие задачи такие. А вот разговора на перспективу не хватает.

Если смотреть на статью Назарбаева с точки зрения этнографической науки, то перед нами вполне добротный, адекватный план действий. Главное, о чем говорит Назарбаев: Есть «региональное разделение единой нации», пора идти к гораздо большему, к «принадлежности к единой и великой нации». Завершение внутриэтнической консолидации - это необходимое условие для создания современной нации. Практически все народы через это прошли. Классические примеры, немцы, французы и итальянцы, у которых имелось огромное количество местных различий, в том числе языковых, и которым удалось добиться прочнейшей внутренней спайки.

Обратите внимание, что в статье несколько раз употребляется слово эволюционный. В этнографической науке, как известно, все этнические процессы делятся на два типа - этноэволюционные и этнотрансформационные. Все отталкивается от самосознания - меняется ли оно (эволюционирует) или подвергается трансформации. Трансформационные процессы - очень болезненные, а вот эволюционные - отражают естественный ход истории. Внутриэтническая консолидация относится к этноэволюционным процессам.

- Некоторые весьма осторожно высказываются по вопросу перехода казахского языка с кириллицы на латиницу к 2025 году. Что Вы думаете на этот счет?

- Отношения между Россией и Казахстаном традиционно строятся в духе взаимного уважения. Поэтому вопрос, какой должна быть казахская письменность - это внутреннее дело Казахстана и казахского этноса. Образованных людей в начале XX века были единицы. Советская власть считала, что единый кириллический алфавит - это проще для массового обучения и ликбеза, чем изначальная латиница. Поэтому от латиницы отказались. Сегодня же писать и читать по латинице может каждый, во всех школах изучают не только русский, но и иностранные языки. Люди знают оба алфавита.

Казахский этнос относится к тюркским народам. И вы видите, что главный тюркский этнос - Турция - использует именно латинский алфавит. Для турецкого этноса - это стало основой для внутриэтнической и межэтнической консолидации. Им приходилось переходить на латиницу с арабского языка. И новый язык позволил туркам сплотить население самых разных областей, преодолеть чудовищную региональную разобщенность, выработать единый языковой стандарт.

Тут важно не допускать скороспелых решений. В Казахстане к переходу на латиницу стали говорить лишь через 20 лет государственности. И сейчас, спустя четверть века, когда система работает, когда создано качественное образование, когда есть система подготовки кадров, можно без спешки внедрить задуманное.

- На Ваш взгляд, какие есть риски для казахстанцев от перехода на латиницу?

- Главный риск - потерять культурный пласт на казахском языке, который был наработан за предыдущее столетие. В России в 1917-1918 году была проведена масштабная реформа орфографии, в результате которой десятки тысяч произведений дореволюционной русской литературы были фактически утрачены. Переведена лишь пара десятков канонических авторов, а множество интереснейших писателей и до сих пор не переиздано.

Важно понимать, что реформа - это не разовая акция. Это трудная трансформация. Это то, что 30-40 лет будет отражаться на национальном самосознании, культуре... Важно быть очень осторожным, чтобы не растерять имеющийся языковой потенциал. В Татарстане на эту тему была очень острая дискуссия. В итоге принято было решение сохранить кириллицу.

Но есть ряд нюансов, о чем верно написал авторитетный политолог Талгат Калиев, «глупо беспокоиться о переходе на латиницу тем, кто за четверть века не сумел выучить на государственном языке и пятисот слов. Они не заметят данного процесса. О неудобствах, в первую очередь, могли бы задуматься носители языка, все-таки внедрение нового алфавита вынуждает его осваивать. Именно для тех, кто активно пользуется языком, предусмотрен адаптационный восьмилетний период. И, как раз таки, пользователи языка восприняли предлагаемую президентом реформу с большим воодушевлением». Важно не оглядываться на критиков, а думать именно об удобстве тех, кто является носителями языка и пользуется письменной речью в повседневной жизни. Главное, создать задел для будущих поколений, чтобы им было удобно получать достойное образование, писать и думать на родном языке.

Кроме того, отчасти перевод казахского языка на латиницу решает задачу еще немного отмежеваться от советского периода и укрепить казахскую государственность.

- Если говорить с точки зрения этнографии, поможет ли переход на латиницу сплотить казахстанцев, сгладить региональные различия?

- Безусловно, наличие общей письменности, небольшое переучивание, когда все оказываются в равных условиях - станет очередным шагом для консолидации. И одновременно поможет втянуть в орбиту языка тех, кто слабо владеет родным языком.

Назарбаев - сторонник взвешенного подхода, ориентированного в будущее, он не ищет простых решений. «Первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода». В этнографии это называется этническим самосознанием, и главным отражением этого самосознания, кода является именно язык этноса. Соответственно, условие для сглаживания региональных внутриэтнических различий - это «сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт».

Для Назарбаева переход на латиницу не панацея - это лишь один из инструментов для спайки нации. Два других - это образование и культура. Причем тут изменения не менее знаковые, чем переход на латиницу.

Назарбаев в своей статье формулирует «два непреложных правила. Первое - никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе - чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации». Собственно, такой подход к делу важен сейчас не только для Казахстана, но и для России. Мы в России сравнительно мало инвестируем в сохранение национальной культуры и тоже от многих атавизмов не готовы отказываться. А это не дает нам занять достойное место в клубе развитых держав.

- Ну, а Вам лично как политику что понравилось в статье?

- Как «зеленому» политику, мне не может не импонировать забота Назарбаева об экологии и о человеке. Указание на экологию как на один из краеугольных камней развития, принцип экологического прагматизма. Назарбаев говорит, «на протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы». И это правда, казахский этнос всегда жил в полной гармонии с природой.

Недавно я посетил Оренбургскую область. Местные экологи и журналисты много рассказали мне о тех проблемах, что есть в регионе. Но бросилось в глаза другое. Оренбург - степная столица России, материнский город для «Газпрома» не имеет нормального парка. Создание парков, скверов, дворового озеленения и главное, лесозащитных полос - это не прихоть, а необходимость в степном, континентальном жарком климате, особенно в условиях растущего дефицита пресной воды. Озеленение городов - это как раз одна из возможностей сплотить нацию, показать ей достойный образ будущего. Тут мне как экологу можно лишь поддержать идеи Назарбаева.

- Вы владеете несколькими иностранными языками, учились по программам ВУЗов Франции, Великобритании, Германии. Как на Ваш взгляд, заявленный в статье упор на изучение английского языка повлияет на развитие страны?

- У казахстанских вузов сейчас весьма большая система обмена студентов, многих посылают учиться за рубеж, и это может стать мощным стимулом в изучении языков. Билингвизм в Казахстане - это огромное конкурентное преимущество и его не надо стесняться. Мы соседи и у нас единое экономическое пространство, у нас много общего, общая история. Часть населения - это этнические русские, которые являются гражданами Казахстана и этим очень гордятся. И эта гармония добрососедства является источником для интенсивного роста и процветания.

Наряду с этим важна гармония языков. Особенно это касается высшего образования. Причем, чем больше будет английского, тем лучше.

Назарбаев говорит здравые вещи. Зачем «доказывать о необходимости массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным, как язык профессиональной коммуникации? Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире». И здесь мы в одной лодке, и для России это куда более актуально.

Что касается казахского языка, то озабоченность понятная. В мире ежедневно исчезают языки малых этносов. В 1970-е годы в мире было около 10 тысяч языков, теперь уже меньше 3 тысяч. И этот процесс сокращения, унификации идет полным ходом.

- В контексте статьи как Вы оцениваете нацеленность на повышение образовательного уровня?

- Назарбаев пишет мудрые вещи: «Именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации». И мы видим на примере США, Японии, Канады, Кореи, Сингапура, ФРГ и других стран, что главный прибавочный продукт сейчас формируется в отраслях, связанных с высочайшим качеством образования, т.е. во внесырьевом секторе.

Назарбаев ставит вполне прагматичные задачи: «Нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость... Культ образования должен быть всеобщим... Успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования... Образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером».

- Вы - один из тех, кто создавали популярное на российском телевидении ток-шоу «Имя Россия». Вы создавали справки на ключевых деятелей российской истории. Как Вы оцениваете инициативы президента Назарбаева в сфере сохранения истории?

- То, что Нурсултан Абишевич предложил создать общенациональный и региональные проекты «100 новых лиц» - это полезная инициатива. История имеет свойство быстро уходить, забываться. Конечно, каждый правитель задумывается над тем, как бы увековечить свою эпоху. А Назарбаев четко понимает, что памятник у него один - большой независимый Казахстан. И в его интересах передать потомкам сильное просвещенное государство. Сохранить историческую память - безусловно, важно. Если сохранением истории не озаботиться сейчас, то потомки ее забудут, она раствориться в информационном шуме последующих эпох, превратиться в несколько строчек в учебниках истории. Причем, как показывает опыт, эти строчки будут далеко не о самом важном.

- Как Вы оцениваете инициативы по развитию краеведения?

- Назарбаев сделал правильный акцент: «Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Соответственно любовь к малой родине легко переходит в более широкую установку - любовь к государству».

Мне импонирует комплексный подход. С одной стороны, Назарбаев говорит про «содействии бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину». Это важно. С другой, он подчеркивает, что «необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба». Это очень важно. Экономически - краеведение и развитие местного туризма, культурных достопримечательностей, народной культуры - создает точки роста. В Европе многие регионы как раз поднялись за счет такого туризма и краеведения. Но главное, это огромное чувство самоуважения, которое пробуждается в людях. Возникает желание к преумножению достигнутого, к созидательному труду, у молодежи появляются правильные ориентиры.

Сейчас читают