НЕЗАВИСИМОСТЬ. ХРОНИКА СОБЫТИЙ: Стратегия «Казахстан-2030» – путеводный свет

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - После обретения независимости в 1991 году, Казахстан встал на путь суверенного развития, начал проводить глубокие реформы во всех сферах жизни. Первые годы становления молодого государства были полны трудностей, не всегда были видны ориентиры на будущее, в обществе нередко возникали разногласия.

Мудрая, взвешенная политика Первого Президента-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева помогла нашей стране успешно преодолеть экономический спад, последовавший за развалом Советского Союза и разрывом всех хозяйственных связей между регионами огромной страны, сохранить мир и стабильность в стране, построить дружественные отношения с соседними странами, добиться признания мировым сообществом. Работа по построению нового государства велась планомерно, по мере достижения поставленных целей Президент указывал новые, еще более высокие.

Тем не менее, стране нужен был долгосрочный программный документ, который содержал бы в себе дальние ориентиры и цели, и указывал бы пути достижения этих целей. Такой документ появился в 1997 году и назывался он «Стратегия «Казахстан-2030». Как видно из названия, это был стратегический план развития страны до 2030 года - на 33 года вперед. Когда Глава государства в своем Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года впервые озвучил данную Стратегию, многие казахстанцы пребывали в растерянности, считая этот план невыполнимым.

Но уже в декабре 2012 года, выступая с очередным Посланием, Н. Назарбаев объявил о том, что Стратегия «Казахстан-2030» по целому ряду направлений выполнена досрочно. И сразу же заявил о том, что разработана новая Стратегия - «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Таким образом, программа развития, казавшаяся нереалистичной в 1997 году, сегодня для нас - исторический документ, который можно изучать для того, чтобы понять, какой большой путь прошла страна с 1997 по 2012 годы.

Стратегическая программа «Казахстан-2030» включала в себя следующие цели: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство.

В качестве одного из самых важных приоритетов Стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Особая роль данного приоритета обусловлена тем, что без динамично развивающейся экономики невозможно увеличить поступления в бюджет, снизить уровень безработицы и искоренить коррупцию и преступность.

Обратимся к тексту этого документа - ведь Президент Н. Назарбаев во всех своих выступлениях излагает свои идеи в логической последовательности, обосновывая каждый посыл. Само Послание 1997 года называлось, в полном соответствии с содержанием: «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

 

«Дорогие сограждане!

Я обращаюсь к вам, народу Казахстана, со своим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства. Я хочу представить вам стратегию, с помощью которой, уверен, мы сможем достичь этого будущего и реализовать свою миссию.

Я хочу поделиться с вами своими соображениями о будущем, которое уходит далеко в следующий век, в новое тысячелетие, в отдаленную перспективу. Пришло время определиться, каким мы хотим видеть свое будущее и будущее своих детей.

Зачем это нам нужно?

Думаю, у каждого из нас созрело глубокое понимание того, что жить только сегодняшним днем, в непрестанном решении текущих задач уже нельзя.

Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели.

Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов.

Имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути.

Трудные условия, в которых мы находимся сегодня, не должны лишать нас энергии и надежды. Ясное понимание наших перспектив, честное разъяснение трудностей и опасностей на нашем пути помогут мобилизовать всех граждан на решение этой общей задачи.

Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками.

Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста?

Будут ли они жить в достатке, будут ли сытыми, здоровыми и образованными?

Будут ли они жить в хорошем и свободном обществе?

Будут ли они жить в мире?

Будут ли они спокойны за свою безопасность и безопасность своих детей, смогут ли свободно ходить по улицам и не беспокоиться за свое имущество?

Оставим ли мы им в наследство сильное государство и дружеские отношения с нашими соседями, близкими и далекими?

Мы должны ответить на эти простые, но важные вопросы уже сегодня», - сказал Президент.

И он дал свои ответы на эти вопросы, подробно описывая существующие проблемы, указывая пути их решения.

«Говоря о негативных чертах нашего нынешнего развития, надо отметить, что многие из них носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия и сложностей переходного периода», - отметил Глава государства.

И он перечислил эти негативные черты. Во-первых, менталитет, сформированный несколькими поколениями людей, которые воспитывались в духе коммунистических принципов.

«Не секрет, что многие чиновники еще не понимают, что новая роль государства заключается теперь не в том, чтобы принимать решения за людей. Напротив, она состоит прежде всего в формировании условий, в которых свободные граждане и частный сектор смогут предпринять эффективные меры для себя и своих семей. Мы должны терпеливо трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое лучше адаптировалось к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на будущее», - сказал Н.Назарбаев.

Во-вторых, как отметил Глава государства, осуществление экономических реформ, распад СССР и вхождение казахстанской экономики в систему мировых экономических отношений объективно не могли не сказаться на существенном снижении объемов производства, и, как следствие -  ухудшении социальной ситуации. Большая часть технологически отсталых и энергоемких производств, неподготовленный и не справившийся с новыми условиями хозяйствования менеджмент - вот основные факторы, приведшие к неконкурентоспособности и остановке многих предприятий, потере традиционных рынков сбыта, неплатежам и спаду производства.

«В результате, за последние восемь лет в нашей стране более чем вдвое сократился уровень производства, а бюджетные поступления сократились еще значительней. Поскольку это произошло одновременно с высокими темпами экономического роста многих развивающихся стран, наша экономика отстала в относительном выражении более чем втрое. Этот факт заставляет нас действовать еще быстрее и энергичнее», - подчеркнул Президент.

В-третьих, в результате экономического спада доходы и уровень жизни большинства граждан ухудшились. Ликвидация уравниловки и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными.

В-четвертых, как указал Н. Назарбаев, увеличение национальных сбережений и накопление капитала, которые должны стать движущей силой экономики, происходят медленно. Из-за недостатка внутреннего капитала и сбережений Казахстан стал еще более зависим от иностранного капитала, как от частного, так и от международных финансовых институтов.

В-пятых, болезненный переход от командной к рыночной экономике породил острые, доселе неизвестные в таких масштабах проблемы бедности и безработицы.

Шестой слабой стороной Президент назвал отсутствие эффективных программ реформирования аграрного и социального секторов (здравоохранение, образование, наука и др.) и сокращение бюджетных ассигнований, что в критических условиях переходного периода привело к ухудшению состояния и стагнации этих жизненно важных сфер.

 

Седьмым в числе пассивов Казахстана в 1997 году было недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление. Это была не только казахстанская проблема. С этим феноменом столкнулись абсолютно все постколониальные развивающиеся и посткоммунистические страны.

Воодушевляя казахстанцев, Н. Назарбаев поделился своим видением того, какой должна стать страной в будущем:

«Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.

В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий.

Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром.

В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя, прежде всего, гражданами Казахстана.

Казахстан 2030 года еще не будет совершенен. Он не станет самой богатой, самой образованной, самой развитой страной в мире, но он успешно пройдет сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития.

Конечно, все это - только видение будущего, его модель, идеальная цель, мечта. И многие из вас лишь горько усмехнутся, посчитают это утопией, сравнивая идеал с сегодняшней жизнью, когда порой нет самого элементарного.

Но это не так. Все это достижимо, и мировой опыт подтверждает реальность таких планов», - заявил Президент.

В этом Послании Глава государства сформулировал долгосрочные приоритетные цели и стратегии их достижения.

В заключительной части Н. Назарбаев отметил, что для многих граждан далекая перспектива сегодня не столь уж важна: слишком одолевают нынешние проблемы.

«Пока большинство людей не почувствует конкретных результатов, пусть и небольших улучшений в ближайшее время, они будут скептично настроены к долгосрочным целям и высоким обещаниям.

Более осязаемы и проверяемы первые шаги и первые результаты на нашем стратегическом пути. На их основе будет происходить осознание правильности выбранного курса, строиться доверие к государству, развиваться чувство общности и патриотизма.

Но наши граждане мудры. Они понимают, что нам не решить еще в течение ряда лет всех острых социальных проблем, пока не будет оздоровлена и не наберет темпов экономика.

Они понимают, что у государства в течение ближайших нескольких лет будут ограничены ресурсы на реализацию наших долгосрочных приоритетов и на выполнение краткосрочных, конкретных планов действий в рамках долгосрочной стратегии.

Тем не менее, люди ожидают и заслуживают хотя бы незначительных улучшений еще до конца столетия, поэтому я представляю здесь наиболее важные задачи на 1998-2000 годы в контексте нашего стратегического плана развития Казахстана до 2030 года».

Уже к 2000 году казахстанцы убедились, что Стратегия «Казахстан-2030» не была утопией - все обозначенные на этот срок цели были достигнуты. Впереди были новые высоты, новые цели. Народ Казахстана обрел уверенность в себе и своих силах, еще больше сплотился вокруг своего лидера и это, при наличии четких ориентиров, сделало возможным досрочное достижение целей Стратегии.

 

Сейчас читают