Невероятные портреты выжигает на фанере костанайский мастер

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ  - В Костанайской области живет мастер по выжиганию, который творит невероятно красивые вещи, пишет газета «Литер» .

Портреты, выжженные на фанере старым советским выжигателем и вырезанные фрезой на виниловых пластинках, объемные светящиеся фигуры из проволоки, домашние обереги - все это в свободное от работы время мастерит рудничанин Владимир Горошков. Для мастера-самоучки нет ничего невозможного, он берется за любые идеи и воплощает их в красивые вещи. Владимир один из тех, кто сохранил и развил древнее искусство под названием «пирография», привнеся свои идеи и технику.

Рембрандт, Гюго, Пикассо...

Искусство пирографии, или, как говорят в простонародье, выжигание по дереву, зародилось давно. В переводе с греческого пирография означает рисование огнем. Это красивый и занимательный вид творческого рукоделия. В культуре практически каждого народа можно встретить различные техники или способы выжигания по дереву. Начало пирографии датируется 700 веком до нашей эры. Об этом свидетельствуют деревянные предметы быта и украшения с выжженными узорами, найденные в Перу.

В Европе пирография стала популярной в средние века. Тогда этим искусством увлекались многие знаменитые люди. Среди них Рембрандт, Брюйер, Виктор Гюго и Пабло Пикассо.

В то время для выжигания использовали специальные клейма, которые затачивали под определенный узор и раскаляли докрасна. А для выжигания на больших площадях, например на панелях домов, ставнях, балках, использовали раскаленную кочергу или шпагу.

В Россию декоративное выжигание по дереву пришло в середине ХХ столетия. Мастера стали применять данную технику для украшения матрешек. Но первый инструмент, предназначенный для выжигания по дереву, был несовершенным и работал на бензине, за счет которого происходило накаливание платиновой иглы. Мастера управляли ножной педалью, за счет этого осуществлялась подача горючего.

Вскоре был изобретен электрический пирограф, и занятия древним искусством стали легче. А ученые Новосибирского академгородка придумали дополнительный инструмент для выжигания. И их техника получила название «Новосибирская тоновая пирография». В ней вместо раскаленной иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнем, как кистью.

Для выжигания по дереву лучше всего подходят липа, тополь, ольха и каштан. У этих деревьев древесина светлая и однородная. Кроме дерева, выжигать различные узоры можно на фанере, бумаге, картоне, пластмассе, ткани, коже.

В наши дни пирография воспринимается больше как элемент народного творчества, которое развивалось наряду с резьбой, мозаикой, точением и рисованием по дереву. Появились современные, безопасные пирографы, и в школах на уроках труда детям преподают пирографию как творчество.

Но еще остались мастера, которые верны традициям своего детства. Один из таких живет в городе Рудном Костанайской области. Владимир Горошков развивает пирографию, используя старый советский выжигатель. Конечно, в свое искусство он вносит и современные нотки.

Портреты оживают...

Хобби - выжигать портреты на фанерных дощечках - появилось в жизни Владимира совершенно случайно. Друг нашел в гараже старый советский выжигатель 1972 года выпуска и хотел его выбросить. Но Горошков решил посмотреть, как работает прибор, и забрал его себе. С тех пор он с ним не расстается. Владимир не профессиональный художник. Скорее, умение рисовать досталось ему по наследству от отца, который был мастером в этом деле. А Владимир лишь любитель, но портреты может передавать с душой.

«Еще в школе нас учили выжигать на деревянных дощечках. У каждого советского ребенка была дома разделочная доска или декоративная фанерка с выжженным им узором. Мне нравилось выжигать. Но потом это хобби как-то отошло в сторону и вернулось ко мне, когда я уже вырос.

Увидев старый выжигатель, я не смог удержаться, забрал его и сделал свой первый портрет. Сейчас я берусь за работу, когда мне попадается интересное лицо и появляется желание сделать портрет. А еще часто друзья и коллеги просят сделать для них портреты. Сначала я делаю фотографию, обрабатываю ее в программе Photoshop, а затем по ней рисую на фанере и выжигаю. Портрет на фанере получается не точной копией человека, но сходство, конечно, есть. Изображение выходит таким, каким я вижу и воспринимаю человека. Последняя моя работа - это большой портрет, на котором изображены мы с женой. Я подарил его супруге на 8 Марта», - рассказал Владимир.

За годы работы у Владимира накопилось много портретов. Есть смешные лица, веселые, грустные, о чем-то думающие и мечтающие. Не всегда автор дарит сделанный портрет владельцу. Многие хранятся в гараже, в специальном ящике. Иногда портреты находят своих владельцев, а иногда - нет.

Как говорит Владимир, он часто видит лицо и у него просыпается желание его нарисовать. Мастер просит у человека разрешение сделать фотографию и приступает к делу.

Еще Владимир увлекается резьбой по винилу. Он срезает фрезой верхний слой, и в результате получаются двухцветные необычные портреты на виниловых пластинках. Мастер долго искал те самые виниловые пластинки, а когда нашел, решил попробовать и выточил на них фрезой портреты известных музыкантов. В коллекции есть портреты групп «Кино», Scorpions. Правда, таких работ у мастера немного.

«Найти виниловые пластинки сейчас сложно, - с сожалением говорит Владимир. - Мне и первая партия попала в руки случайно. Я рассказал о своей задумке знакомому, и по счастливой случайности у него нашлось шесть пластинок. На одной я вырезал его портрет, а на остальных сделал портреты известных музыкантов».

Мастер на все руки

Горошков всегда с интересом берется за новые проекты. Например, дома из металла сделал сувенир в китайском стиле. Жена повесила украшение в доме, и теперь это их семейный оберег. Есть среди работ и оригинальные деревянные рамки с картинами и фотографиями, металлические и деревянные шкатулки, часы причудливых форм, светильники.

Портреты на фанере и пластинке, поделки ручной работы - это хобби Владимира. А по специальности он техник контрольно-измерительных приборов и автоматики. Своей профессии посвятил уже 20 лет. Сейчас трудится на золотодобывающем предприятии АО «Варваринское». И даже территория компании украшена работами Горошкова. Он из проволоки и металла сделал большие светящиеся фигуры лошади, орла и барана.

Владимир уже успел пожить в разных республиках. Родился в Кыргызстане, почти 30 лет прожил в Узбекистане и в 2009 году вместе с семьей - женой Альфией и двумя дочерями - Анастасией и Олесей - переехал в Рудный.

«Многие наши друзья по переселенческой программе переехали из Узбекистана в Рудный и нас постоянно звали. Мы долго не думали, а потом в один вечер решили, что переезжаем. Продали дом, мебель, взяли три сумки с вещами и приехали в новую для нас страну. Начали жизнь с чистого листа», - рассказал Горошков.

В 2011 году в семье Горошкова случилось пополнение - родился сын Ильдар. И большая семья обзавелась домом и огородом. Владимир все свои работы бережно хранит в гараже. И часто они становятся подарками на праздники и дни рождения друзей. Когда Горошков и его супруга не знают, что подарить, они идут к чудо-­ящику и выбирают в качестве подарка поделку. Как правило, все поделки Владимира эксклюзивны. Он не повторят одну и ту же работу дважды. А виниловыми пластинками Горошковы планируют украсить свой дом. Возможно, что когда-нибудь, глядя на такие сокровища, дети Владимира тоже увлекутся чем-то подобным и семейная традиция продолжится.

Сейчас читают