Необычная профессия: постижеры театра СКО рассказали о своей работе
В областном русском драматическом театре им. Н. Погодина есть удивительный цех - здесь меняют внешность человека. Кардинально и очень простыми способами. С помощью париков, бородок, усов и грима можно состарить даже совсем юного актера.
Делают парики постижеры Елена Семенова и Ирина Наргелене.
В руках Елены парик, созданный для спектакля «Укрощение строптивой». Изготавливали его для актрисы, которая играла роль Бьянки. Сделали его постижеры сами от начала до конца. Для этого сначала сшили монтюр - специальную шапочку, основание парика. Затем на него пришили пряди, которые уложили в прическу, очень напоминающую стиль принцессы Мелисенты из фильма «31 июня». Постижер говорит, что придумала прическу сама актриса. Именно в таком образе она увидела себя в спектакле. И режиссер утвердил его.
Елена Семенова рассказывает, что парики делают из искусственных или натуральных волос, может использоваться канекалон или отдельные пряди, которые собраны в трессы - собранные в пучки волосы. Их затем нашивают на монтюр. Из готовой массы волос делают прическу.
«Использование тех или иных волос зависит от образа. Например, для Деда Мороза невозможно найти кристально-белый натуральный волос, а для придания естественности образу - без него не обойтись», - говорит Е.Семенова.
Постижер с 17-летним стажем Ирина Наргелене показывает парики из водорослей, верблюжьей шерсти. Честно говоря, не обладая опытом, не отличить от натуральных.
Парики бывают трессованные и дерганые крючком. Крючок невероятно тонкий, практически невидимый глазу. С его помощью делают парики, бороды, усы. Берется буквально по 4-5 волосинок. Тем не менее, дерганые изготавливать легче, утверждают постижеры. И все из-за тресса, который тоже нужно предварительно сделать. На густой парик его требуется порядка 4-5 метров!
Еще одна сложность - окрашивание парика. Краски для ткани могут дать совершенно разные оттенки на париках разного материала. Некоторые приходится перекрашивать два-три раза, чтобы получить нужный цвет. Обычные краски для волос вообще могут не окрасить синтетические парики.
На изготовление одного парика может уйти неделя и больше. И это при условии, что постижер будет заниматься им с утра до вечера. Прежде чем сшить парик, постижеры обсуждают его вид с художником, режиссером и самим актером или актрисой. Вместе находят вариант, который устроит всех.
Самое главное в работе постижера - терпение, терпение и еще раз терпение. Случается, что изготовленный парик остался не у дел или его нужно заменить другим. Работа начинается заново.
«Профессия затягивает. Уйти из нее невозможно. Это радостный труд. Мы смотрим спектакль и видим, что наш паричок «живет» на сцене», - улыбается Ирина Наргелене.