Нацбанк назвал причину роста инфляции в Казахстане

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Национальный банк РК назвал причину роста инфляции в Казахстане, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу финрегулятора.

«На основании своих предположений экономические агенты принимают решения о том, совершать ли инвестиции сейчас или сделать сбережения на будущее», - сказал директор департамента исследований и статистики Национального банка РК Виталий Тутушкин в ходе круглого стола с журналистами в Алматы.

Инфляционные ожидания - это предположения об изменении цен на товары и услуги в будущем. Он пояснил, что если население ожидает рост цен в будущем, то уже сегодня оно начинает покупать товары впрок, тем самым повышая спрос на них. При этом количество товаров на рынке остается прежним, поскольку быстро они появиться не могут. Продавцы, видя, что спрос на их товар растет, поднимают цены. Таким образом, инфляция повышается.

По словам Виталия Тутушкина, если население ожидает снижение цен в будущем, то оно не торопится тратить деньги на покупку товаров сейчас. Люди предпочитают делать сбережения, надеясь купить товар в будущем по более низкой цене. Поскольку количество товаров на рынке остается прежним, продавцы начинают снижать цены для того, чтобы сбыть товар, инфляция снижается. 

Между тем, существует международная практика оценки инфляционных ожиданий населения с помощью опросов жителей страны. При этом в опросы оценки инфляционных ожиданий включаются вопросы по восприятию инфляции и вопросы по ожидаемой инфляции. Восприятие инфляции в данном случае - это мнение населения о том, как выросли цены за последний месяц или за последний год, и о том, на что цены росли быстрее, то есть ощущения населения о росте цен, поясняет директор департамента исследований и статистики. И уже на основе ощущений об уже случившемся изменении цен каждый человек предполагает и будущее изменение цен.

По мнению Виталия Тутушкина, у подобного рода опросов существует своя особенность. Во-первых, как правило, рост цен становится заметным при покупке наиболее популярных товаров, например, продуктов питания. При восприятии общей инфляции человек отождествляет последнюю покупку с общим уровнем цен. Во-вторых, набор этих продуктов отличается от покупателя к покупателю, то есть у каждого своя «корзина».

В-третьих, цены на разные продукты изменяются разными темпами. При этом покупатели склонны придавать большее значение тем товарам, цены на которые выросли сильнее, практически игнорируя товары, цены на которые не изменились или даже снизились. В-четвертых, «корзина» каждого покупателя отличается от корзины продуктов, которую используют для расчета официальной инфляции, отметил он.

«Есть стандартная буханка хлеба, которая производится крупными хлебозаводами и включается в «корзину потребления официальной статистики». Ее стоимость не сильно меняется. В то же время цены на другие виды хлебобулочных изделий, в том числе изготавливаемые в мини-пекарнях, могут в разы отличаться от стандартной продукции», - добавил представитель Нацбанка.

«В итоге ощущаемая населением инфляция обычно выше той, которую дает официальная статистика», - заключил Виталий Тутушкин.

Сейчас читают