Можем с оптимизмом смотреть на перспективы Казахстана на международной арене - Икрам Адырбеков

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Президент РК Нурсултан Назарбаев по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина принял участие в саммите G20, выступив с речью, в которой изложил свое видение путей решения глобальных экономических проблем. В беседе с нашим корреспондентом председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК Икрам Адырбеков поделился своим видением роли Казахстана и Президента страны в современном мире, а также рассказал о перспективах развития сотрудничества между Казахстаном и Китаем.

- Икрам Адырбекович, многие международные наблюдатели отмечают, что влияние Казахстана в международной политике с каждым годом растет. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

- Объяснение этому феномену и простое, и сложное одновременно. Все мы знаем о миролюбивой, ответственной внешней политике Главы  нашего государства Н.Назарбаева, основанной на принципе многовекторности. Руководствуясь этим, казахстанская дипломатия за   25 лет Независимости создала надежную систему взаимоотношений со всеми странами мира и международными организациями, основанную на принципах взаимовыгодного сотрудничества и прагматизма.

Наша страна по праву стала признанным лидером в области ядерного разоружения, активным модератором в диалоге культур, религий и цивилизаций. Мы на равных участвуем и вносим свой вклад в решение региональных и глобальных проблем современного мира. Яркая иллюстрация этого - Манифест Главы государства «Мир. XXI век».

Безусловно, на имидже Казахстана благоприятно отражаются и плоды созидательной работы по укреплению государственности, рыночной экономики, демократии, уникальной модели межконфессионального и межэтнического согласия. Стратегия «Казахстан-2050», План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», новая экономическая политика «Нұрлы жол» вызвали неподдельный интерес у зарубежных партнеров, сформировали прочные рамки для дальнейшей интеграции страны в систему мировых политических и экономических отношений.

Однако мы не должны останавливаться на достигнутом позитиве. Динамичные, во многом непредсказуемые мировые события и тенденции требуют от всех нас продолжения кропотливой, взвешенной работы по своевременному реагированию на новые вызовы, полноценного использования возникающих возможностей.

Благодаря стратегическому видению Главы государства, у нас для этого имеются все необходимые ресурсы. Имею в виду отлаженный механизм дипломатической службы, предстоящую в следующем году международную выставку ЭКСПО в Астане,полномочия непостоянного члена Совета безопасности ООН в 2017-2018 годах. Кроме того, в ноябре текущего года столица Казахстана примет очередной крупный международный форум - Астанинский Саммит мира. Все это позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы нашей страны на международной арене. 

- На прошедшем в Ханчжоу саммите G20 Глава государства внес ряд предложений по решению глобальных экономических проблем. Какие из этих предложений, по-Вашему, могут быть реализованы в первую очередь?

- Считаю, что все предложения Президента Казахстана заслуживают того, чтобы быть услышанными мировыми лидерами и принятыми на вооружение на международном уровне.

Страны G20, большинство других экономик мира встают перед лицом серьезных вызовов, связанных, в первую очередь, с недостаточно высокими темпами роста мировой экономики. Так, в 2015 году этот показатель составил немногим более 3%, что стало низшим показателем после кризисного 2009 года. Данное явление обусловлено экономическим торможением или реструктуризацией в ряде «новых» экономик, включая Китай, а в некоторых случаях, например, в России и Бразилии - даже  рецессией.

Итоги референдума по выходу Великобритании из состава Евросоюза, продолжающиеся структурные изменения в экономике КНР, волатильность на мировых сырьевых и фондовых рынках, попытка государственного переворота в Турции, громкие теракты во Франции, Бельгии и целом ряде других стран, туманные перспективы стабилизации ситуации на Ближнем Востоке и в Украине, российско-западная напряженность ставят перед миром новые серьезные вызовы. Кроме того, налицо усиление глобальной тенденции на регионализацию в лице Транстихоокеанского партнерства, Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства и китайского проекта «Один пояс - Один путь».

Как отметил Глава государства в Ханчжоу, путь, по которому пойдет глобальное развитие, во многом зависит от слаженности действий всего мирового сообщества. В этой связи весьма своевременна идея о преобразовании Экономического и социального совета ООН в Совет глобального развития, на который должны быть возложены функции Глобального экономического регулятора. Столь же важны предложения Президента в области валютного регулирования, сосредоточения коллективных усилий в направлении новой индустриальной революции, цифровой экономики и инноваций.

В то же время, видится непродуктивным позиционирование «Большой двадцатки», как некоего эксклюзивного клуба с регулирующими и контрольными функциями. Вместо этого G20 должна стать основой для более широких консультаций с участием национальных правительств, бизнеса, гражданского общества и «мозговых центров» всех развивающихся стран. Исходя из этого видения подлинно инклюзивного диалога, Глава государства предложил определить площадку G-Global в качестве центра коммуникаций между G20 и развивающимися странами.

- С чем связано активное развитие сотрудничества между Казахстаном и Китаем в последние годы?

- Формирование новой архитектуры безопасности, геополитического и геоэкономического баланса сил в мире и Центральной Азии требуют от Казахстана адаптации к новой глобальной реальности. Важным элементом в этой работе является актуализация ключевых подходов к сотрудничеству с Китаем, как новым мировым центром политической, военной и экономической мощи.

В свою очередь, Казахстан представляет для Пекина особый интерес, как важный торгово-экономический партнер и добрый сосед, мост на пути к европейским и ближневосточным рынкам.

Казахстанско-китайские отношения характеризуются интенсивной динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой, активными связями на всех уровнях. Руководители наших стран определяют характер отношений между нами, как «всестороннее стратегическое партнерство», уровень которого является наилучшим в истории двусторонних отношений. Установившийся высокий уровень взаимного доверия и понимания между нашими странами дает возможность продвигать взаимодействие по широкому кругу вопросов, решать самые сложные задачи. Интенсивный  политический диалог и регулярные контакты на всех направлениях придают устойчивость сложившейся архитектуре казахстанско-китайских связей.

Сформирован разветвленный механизм сотрудничества всех ветвей власти, партий, деловых кругов, учреждений науки, культуры, образования. На системной основе осуществляются межпарламентские обмены. Проводятся консультации по внешнеполитической линии, сотрудничеству в сфере правопорядка и безопасности. Регулярно проходят совместные военные учения в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

Очередным свидетельством эффективности сотрудничества стали впечатляющие итоги недавнего визита Главы государства в Китай, совмещенного с его участием в работе Саммита G20 в Ханчжоу.

В последние годы Астана и Пекин взяли курс на интенсивное расширение индустриально-инновационного сотрудничества. Например, на смену простой торговле товарами приходит обмен инвестиционными проектами, что предполагает и более длительный цикл экономических отношений по каждому проекту, и их более глубокий характер, так как инвестиционные проекты предполагают и финансовые отношения, и техническую кооперацию, и сотрудничество в области маркетинга. Причем, речь идет не о простом переносе действующих производств, а о создании в Казахстане новых предприятий в таких важных отраслях, как металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, переработка сельхозпродукции, новые технологии и так далее. О масштабе взаимодействия красноречивее всех отчетов говорят всего две цифры: 51 инвестиционный проект, 26 млрд. долларов инвестиций.

Далее, для Казахстана и Китая идеальный общий вызов представляет угроза со стороны сил «трех зол» - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Тревожные региональные и глобальные реалии диктуют необходимость усиления сотрудничества в области международной безопасности.

Как бывший Посол Казахстана в Китае рад констатировать, что Астана неизменно настроена на дальнейшее углубление связей с Пекином по самому широкому спектру направлений. Для этого есть все необходимые предпосылки - политическая воля, экономическая целесообразность, совпадающие внешнеполитические приоритеты.

- Как Вы оцениваете перспективы развития партнерских отношений с КНР в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути»?

- Эти перспективы я оцениваю, как самые благоприятные. Казахстан представляет собой оптимальный региональный плацдарм для реализации долгосрочной стратегической программы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). Здесь имеются в виду стратегическое географическое положение, богатые природные ресурсы нашей страны и традиционно тесный характер двусторонних отношений. Кроме того, Китай заинтересован в поддержании стабильности в Казахстане и других странах Центральной Азии вдоль западного периметра своих границ.

В этой связи вполне логичной представляется проводимая сторонами работа по сопряжению ЭПШП с созвучной ему Новой экономической политикой «Нұрлы жол». Казахстанская и китайская стратегии преследуют общую цель - всемерное развитие трансконтинентальной транспортно-логистической инфраструктуры, призванной связать различные части Азии и Европы.

Серьезные перспективы также связаны с координацией усилий Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ЭПШП и других заинтересованных игроков. Казахстан имеет хорошие возможности для получения синергетического эффекта от гармонизации всех евразийских проектов и создания на этой основе ареала совместного развития.  

Считаю, что полноценная реализация ЭПШП стала бы еще одной убедительной демонстрацией созидательного потенциала Китая в деле прогресса Центральной Азии, и Евразии, в целом. Активное подключение КНР к евразийской геоэкономике дает возможность выстроить новый формат взаимоотношений в регионе. При условии успешного взаимодействия, Китай мог бы сыграть роль моста ЕАЭС и его стран-участниц на пути к таким перспективным и набирающим обороты объединениям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как АСЕАН, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, Восточноазиатское экономическое сообщество и Транс-Тихоокеанское партнерство.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают