Казахстанский альтист раскрыл секрет, как достичь вершин в творчестве

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Казахстанец Павел Романенко стал лауреатом международного конкурса альтистов имени Юрия Башмета в Москве «Viola Masters 2018». Музыкант рассказал корреспонденту МИА «Казинформ» об особенностях конкурса, его значимости и раскрыл секрет, как достичь больших успехов в творчестве.

Любой, даже самый далекий от искусства человек, знает о существовании таких музыкальных инструментов, как скрипка, виолончель или контрабас. Однако, когда музыкант говорит людям, что играет на альте, обыватели сначала переспрашивают, а после просят рассказать, что это за инструмент такой и как на нем играют. Так уж повелось издревле, что альт - струнный инструмент размером чуть больше скрипки, всегда был в стороне своих собратьев - скрипки и виолончели, и стал сольным инструментом только в ХХ веке. В последнее время номинация «альт» нередко включается в международные музыкальные конкурсы, однако число международных конкурсов только для альтистов можно пересчитать по пальцам.

Одним из них является состоявшийся в Москве Международный конкурс Юрия Башмета «Viola Masters 2018». В этом году он прошел в 8-й раз, а впервые был проведен в 1993 году. Председателем жюри является сам Юрий Башмет - российский музыкант с мировым именем. В этом году в жюри также вошли профессор Московской консерватории имени Чайковского Александр Бондурянский, председатель экспертного совета Московской филармонии Евгений Баранкин, композитор Атсухико Гондаи (Япония), профессор Парижской консерватории Ролло Ковак (Франция), альтист и композитор Гарт Нокс (Ирландия-Великобритания), почетный профессор Высшей Музыкальной школы Цюриха Лоуренс Пауэр (Великобритания) и другие известные музыканты.

На музыкальное состязание приезжают состоявшиеся музыканты со всего мира, а лауреатами становятся истинные мастера альтового искусства. Казахстанец Павел Романенко на конкурсе был удостоен второй премии, а также специального приза «За лучший ансамбль» (совместно с россиянами Евгением Румянцевым и Андреем Скрипкиным).

«Я участвовал в этом конкурсе во второй раз. Впервые поехал на него в 2013 году, тогда дошел до полуфинала и получил спецприз имени выдающегося английского альтиста Ллайонеля Тертиса. На тот момент я был студентом КазНУИ в Астане. Сейчас участвовал, будучи ассистентом-стажером Московской консерватории имени Чайковского второго года обучения. Насколько знаю, никто из казахстанцев, кроме меня, в этом конкурсе никаких премий не получал, и не проходил так далеко. Было небольшое давление, нужно было достойно защитить честь своих педагогов, как мне показалось, я с ним справился», - рассказал Павел Романенко.
null 

В 2013 году для участия в конкурсе специального отбора не было, подавали заявки, кто хотел, в прошлый раз в первом туре было 59 человек. На этот раз члены жюри решили упростить себе задачу. Особенностью стало то, что к участию допускались только лауреаты других международных конкурсов. Поэтому сейчас в первом туре было 20 человек, в главный финал прошли трое музыкантов.

«В принципе, конкурс отличается тем, что, помимо владением инструментом, музыкант должен показать умение играть в ансамбле, нужно показать на конкурсе музыкантский универсализм. В этом году с самого начала не было альтистов, которые явно уступали другим, было очень интересно. Для меня был важен не результат, а сама подготовка. Это большой шаг в профессиональном развитии, на подготовку затрачиваются силы, время, много занимаешься, становишься лучше, играешь лучше. Это была главная мотивация»,- отметил музыкант.

Конкурс состоит из 4 туров, что предполагает большой объем программы, которую нужно подготовить каждому участнику.

«В каждом туре необходимо было исполнять разную музыку. Это и сольные, и камерные произведения. Условно говоря, нужно было играть полифоническое произведение, сочинение композиторов-классиков XVII- ХХ веков. В первом туре было обязательное произведение, написанное специально для конкурса членом жюри, японским композитором Атсухико Гондаи - интересная пьеса, японский импрессионизм. Во втором туре был дуэт Моцарта со скрипачом, в третьем туре произведение Брамса - я играл трио Брамса вместе с Евгением Румянцевым и Андреем Скрипкиным. Финальный тур был поделен на две части - выступление с камерным оркестром «Солисты Москвы» и концерт с большим симфоническим оркестром «Новая Россия». Я исполнял «Концертную симфонию» Моцарта и Концерт Уолтона соответственно. В этом году формат был достаточно сложный. Например, на прошлом конкурсе в 2013 году в финале играли только «Концертную симфонию» Моцарта и лишь первую часть», - говорит альтист.

Павел Романенко поступил в 1998 году в Казахскую национальную академию музыки в Астане (ныне - КазНУИ) в класс скрипки Алмы Абатовой. Через 10 лет обучения перевелся на альт в класс профессора Нигмета Каримова, а еще через три года перевелся в Московскую консерваторию в класс Юрия Башмета. Окончил консерваторию, сейчас второй год проходит ассистентуру-стажировку там же, в Москве, работает концертмейстером группы альтов в Московском государственном академическом симфоническом оркестре под управлением Павла Когана. Музыкант считает, что достичь больших высот в творчестве способен каждый.

«На самом деле, секретов успеха никаких нет. Нужно постоянно заниматься на инструменте. Второй важный момент - желание. Потому что когда человек чего-то действительно хочет, он это получит, преодолеет любые трудности. Мой второй шеф, ассистент Башмета Роман Балашов говорит, что для него в студенте самое главное - желание. Если он хочет, то получит. Ведь можно иметь очень много способностей, но при этом при всем тратить время зря и упускать те возможности, которые появляются»,- сказал Павел Романенко.
null 

Несмотря на то, что музыкант работает и учится в Москве, он при первой же возможности приезжает на родину.

«Стараюсь выступать в Казахстане как можно чаще. В основном даю концерты в Камерном зале театра «Астана Опера» и органном зале КазНУИ, организовываю там концерты камерной музыки совместно с коллегами. Недавно участвовал в концерте в Алматы, посвященном памяти основателя альтовой школы Казахстана Якова Фудимана, затем давал мастер-класс для студентов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы», - рассказал П.Романенко.

В творческих планах альтиста - развиваться дальше как музыкант, также он готов сотрудничать с казахстанскими композиторами.

«Если они будут писать достойную музыку для альта, я с удовольствием буду ее исполнять. Пока играю произведения композиторов Казахстана более раннего периода. Например, в Алматы я играл кюй-каприс заслуженного артиста КазССР, профессора Иосифа Когана. Это скрипичное произведение, я его довольно часто играю на альте, оно мне нравится, звучит красиво. Я иногда делаю переложения скрипичных произведений для исполнения на альте, учусь аранжировке, оркестровке, это для меня хобби», - сказал казахстанец.

Добавим, что первую премию VIII Международного конкурса альтистов Юрия Башмета «Viola Masters 2018» получила Каролина Эррера (Россия-Германия), вторую премию казахстанец Павел Романенко разделил с музыкантом из России Александром Татариновым, третья премия не присуждалась. Призовой фонд конкурса в этом году составил более 50 тысяч евро.

Напомним, осенью прошлого года Юрий Башмет рассказывал, как пробудить интерес молодежи к опере.

Сейчас читают