Казахи и татары были одним народом - историк

None
None
КАЗАНЬ. КАЗИНФОРМ - Казахский и татарский народы имеют очень тесную культурно-историческую связь. Раньше казахи и татары были одним народом, которых связывала тюркская общность.

Таким мнением с собственным корреспондентом МИА «Казинформ» поделился председатель Алматинского татарского культурного центра (1989г.), основатель/президент Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» (1990 г.), член исполкома Всемирного конгресса татар, заместитель председателя Совета Аксакалов татарского народа, член Совета Ассамблеи народа Казахстана (1995г.), экс-депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва, полномочный представитель Республики Татарстан в Республике Казахстан, доктор медицинских наук (1971г.), профессор (1973г.), академик Международной академии информатизации (1993г.) Мурат Абдулхаевич Каримов.

«Во времена Золотой Орды и даже позднее понятие национальности казахи и татары не было. В те времена все были тюрками, у всех был единый язык.

К примеру, известный всему казахскому народу Асан-кайгы (конец XIV века) родился в Булгаре (город Волжско-Камской Булгарии, около современного города Болгар в Татарстане, позднее - один из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды), учился в Казани. Это указано в казахской энциклопедии. Татары называют его Хасан-кайгы. Асан-кайгы был советником Улы-Мухаммеда (основатель Казанского ханства, основоположник Касымовского ханства). Его мать, Сабира, была младшей сестрой Улы-Мухаммеда. Поэтому я считаю, что Асан-кайгы был представителем торе», - отметил М.Каримов.
null

«У казахов есть поэма и эпос про Шора батыра, татарам он известен как Чора батыр. Я исследовал и убедился, что эта поэма имеет отношение, как к казахам, так и татарам. Шора батыр являлся сыном Нарыка (жившего в I половине XVI в.), который, в свою очередь, принадлежал к младшему жузу из семи казахских родов и был князем.
null

В одном из поединков Шора одолел сына крымского хана и его отец Нарык, опасаясь мести, принимает решение отправить его на территорию нынешнего Татарстана, который входил в состав Казахского ханства. Перед отъездом он сделал наказ своему сыну спросить разрешения и проститься со своей матерью, которая, как приводиться в первоисточниках, качала его в подвесной колыбели (бесік). Я сразу отметил для себя, что подвесной бесік был только у татар. У казахов был простой бесік. Исходя из этого, я сделал вывод, что мать Шора батыра была татаркой. Но, в то время, я повторяю, казахи и татары были единым народом, потомками Жошы хана, границ не было», - добавил он.

В качестве примера историк привел тот факт, что на территории современного Татарстана имеются аулы и поселения, носящие имена казахских батыров и родов.

«Казахский историк Клышбаев, писал, что у Шора батыра были два младших брата. Я начал проводить исследования и искать о них сведения. Так вот, у Шора батыра были два младших брата - Ислам и Алькей. В Татарстане я нашел два аула, которые носят название Алькей, два аула, которые именуются Чурай и Чуракай. Также я нашел два аула, которые называются Адай», - сообщил М.Каримов.
null

«Казахские батыры Кобыланды и Алпамыс, про которых слагались поэмы и эпосы - у татар тоже имеются про них поэмы и эпосы. Также поэма Козы Корпеш и Баян сулу тоже имеется у татар», - добавил историк.

Продолжая отмечать культурно-историческую общность двух народов, М. Каримов напомнил о создании ханом Бокеем и представителями младшего жуза в 1801 году между Волгой и Уралом Бокеевской Орды, которая входила в Астраханскую губернию.

«Один из сыновей Бокей хана - хан Жангир, проходил обучение в Астрахани. Он взял себе в жены татарскую девушку Фатиму, которая была дочерью муфтия Уфы Мухамеджана. Жангир хан был очень прогрессивным ханом. Он открывал у себя в ханстве школы и медресе, где казахи проходили обучение и становились муллами», - сказал М. Каирмов, добавив, что в период царской России, досоветской и советской власти многие представители казахской интеллигенции получали образование в учебных заведениях Татарстана.

«Профессор Турсунбек Какишев, как-то сказал, что татарским женщинам нужно воздвигнуть памятник из золота, так как они проложили мост между Татарстаном и Казахстаном. Потому что многие казахи, получавшие образование в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, приезжая на родину искали себе ровню в образовательном и духовном плане. Не находя ее среди жителей аула, они брали себе в жены татарок, которые имели образование и более подходили в плане традиций и религии, в отличие от других народностей», - добавил он.
null

Говоря об общности казахов и татар, М. Каримов отметил, что прапрадед Махамбета Утемисова был татарином.

«Петр I, пытаясь завоевать Хивинское ханство, снарядил научно-исследовательскую экспедицию, якобы для исследования Каспия и Арала, а вместе с нею и четырехтысячное войско под предводительством потомка кабардинских князей Бековича-Черкасского. У него был проводник Мари, который был татарином. Как-то в разговоре он услышал намерения князя о завоевании ханства. Мари решил предупредить хана Хивы. Тот, в свою очередь, решил перехитрить захватчиков и когда они пришли, хан Хивы запер Мари в темницу, якобы для выдачи его князю как предателя. При этом хан напоил захватчиков и перебил их.

Вместе с ним в темнице находился казах  по имени Жайык из рода берыш, который предложил Мари совершить побег. Вдвоем они бегут на территорию нынешнего Западного Казахстана. Там Мари берет в жены казахскую девушку. От их брака рождается мальчик Шыбынтай. У Шыбынтая рождается сын Утемис, у Утемиса - Махамбет», - пояснил историк.
null

«Однако так как он воспитывался казахскими матерью и бабушкой, я считаю его казахским батыром», - подчеркнул он.

Отдельно М. Каримов отметил историю партии «Алаш», немногочисленная численность которой, куда входила казахская интеллигенция начала XX века во главе с Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мухамеджаном Тынышпаевым, Миржакыпом Дулатовым, пробудила национально-освободительный дух казахского народа.

Программа партии включала создание периодической печати, допуск к политической сфере социалистических, либеральных, мусульманских организаций, партий и движений на основе этнополитической консолидации общества, а также модернизация экономических основ.

В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места и занимала 8 место. На Втором общеказахском съезде в декабре этого же года была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет - «Алаш-Орда».

Однако 5 марта 1920 года с приходом к власти большевиков правительство Алаш-Орды было ликвидировано. Все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.

«Алашординцы не были врагами народа, они любили свой народ, и никаких антиправительственных намерений у них не было. Целью их было сохранение своей земли, своего языка. И представители татарского народа поняли Алашординцев. Они поддерживали их», - отметил М.Каримов.

«К примеру, великого деятеля казахского народа - Магжана Жумабаева защищали и поддерживали представители татарского народа. Одним из них был профессор КАЗГУ Л. Махмудов. И я горжусь этим, ведь защищая своего брата - он защищал себя и свой народ», - подчеркнул он.

«Хочу еще раз отметить, что казахи и татары были одним народом. Казахи воевали против многих, но никогда против татар и наоборот. И при этом, несмотря на то, что в нынешнее время кровь многих народностей перемешалась, но казахский народ, по моему мнению, лучше всех сохранили свой род, свои гены», - добавил историк.

В продолжение М.Каримов отметил единую общность тюркского письма. В качестве примера он рассказал, что его коллега, антрополог Ноэль Шаяхметов, с которым они вместе обучались в медицинском институте, и который по останкам Махамбета Утемисова воссоздал его облик по методу известного русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова, показал ему письма Махамбета Утемисова, адресованные Сырыму Датову.

«Письма были написаны на татарском языке. При этом Махамбет был образованным и знал несколько языков: русский, арабский, фарси. Многие татары утверждают, что письмо было написано на татарском языке. Но в те времена литературный язык у тюрков был общий», - пояснил историк, приведя в пример принцип арабского письма и диалектов, которые разные по звучанию, но едины в плане официального письма.

«И если говорить об общности тюркского письма, то нам ближе всего латинская графика. Поэтому решение Казахстана, отраженное в статье Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» о переходе на латинскую графику я считаю исключительно правильным решением. Это будет способствовать объединению тюркских народов. Кроме того, благодаря этому мир будет больше узнавать культуру и историю Казахстана», - отметил М.Каримов, добавив, что в свое время Татарстан также рассматривал решение о переходе на латиницу, но по определенным причинам не перешел. Свидетельством тому являются сохранившиеся на некоторых зданиях города таблички с надписями на латинице.

Историк подчеркнул, что дальновидная политика руководства Казахстана, направленная на сохранение и приумножение своего культурного кода принесет свои положительные плоды в перспективе.

В завершении М. Каримов отметил, что и на нынешнем этапе казахско-татарские отношения также имеют очень тесную связь. Как в Казахстане, так и в Татарстане функционируют культурные центры, проходит активное культурно-гуманитарное, экономическое сотрудничество, мирно проживают не только казахский и татарский, но и другие народы.

«Согласно данным на 1989 год на территории Казахстана проживало около 320 тысяч татар. После распада Советского Союза многие татары переселились в Россию. По последним данным, в Казахстане проживает примерно 280 тысяч татар. Хотя я полагаю, что около 500 тысяч», - сказал историк.

«Татарстан активно перенимает опыт Казахстана в области межнационального согласия. Так, на основе опыта Ассамблеи народа Казахстана в Татарстане была открыта Ассамблея татарского народа. Тем самым, Ассамблея народа Казахстана стала примером для Татарстана», -резюмировал он.

О себе Мурат Абдулхаевич скромно говорит, что второй его специальностью является история Казахстана и Татарстана, которую он очень любит, исследует и занимается ею уже около 30-40 лет.

М. Каримов имеет ряд государственных наград: знак «Отличник здравоохранения СССР», медали  «3а победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», «3а освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За доблестный труд», «Астана», орденом «Достык»; автор около 300 научных работ по медицине и 12 работ по истории татар и тюркологии.

 

Сейчас читают