Каким образом будут помогать казахстанским банкам

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Стали известны некоторые подробности механизма и сроки реализации «Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан», передает корреспондент МИА «Казинформ».

По информации S&P Globаl Ratings, в октябре-декабре 2017 года Правительство РК планирует предоставить банкам, которые соответствуют критериям участия в программе, субординированный долг на 15 лет. Ранее сообщалось о том, что в четвертом квартале этого года ряд других крупных и средних казахстанских банков получит дополнительные 500-700 млрд тенге в форме субординированного долга. И это вдобавок к 2,1 трлн тенге, уже предоставленных АО «Казкоммерцбанк» ранее в этом году.

При этом банки должны будут вложить эти средства в государственные облигации, после чего в течение 15 лет будут получать доход от разницы между процентными выплатами по субординированному долгу и процентными поступлениями по государственным облигациям, утверждают в рейтинговом агентстве. Помимо этого, в ближайшие три года банки должны получить вливания капитала первого уровня со стороны частных акционеров в пропорции 1:2 и могут использовать эти средства для формирования резервов по Международным стандартам финансовой отчетности. Лишь при условии выполнения требований банки со временем получат право продавать эти государственные ценные бумаги и использовать их в сделках РЕПО. В течение 15 лет банки должны будут вернуть государству полученные от него средства.

Однако принять участие в программе могут только те банки, которые принадлежат казахстанским собственникам и чей собственный капитал превышает 45 млрд тенге. Участие в программе является добровольным. Оператором программы станет дочерняя организация Национального банка РК - АО «Казахстанский фонд устойчивости».

В S&P в целом позитивно оценивают тот факт, что частные акционеры казахстанских банков должны будут принять участие в рекапитализации банков наряду с государством (на пропорциональной основе). Это способствует снижению рисков, принимаемых менеджментом и акционерами, и повышает прозрачность структуры акционерной собственности, утверждают аналитики рейтингового агентства. Кроме того, при такой схеме лучше определяется максимальный объем государственной поддержки: он может превышать сумму, которую готовы предоставить акционеры, не более чем в два раза.

Собственно сама программа предусматривает внедрение эффективного механизма урегулирования проблем неконкурентоспособных банков. При этом в отличие от стран Европейского союза (ЕС), Казахстан еще не принял Директиву ЕС о восстановлении и санации банков (Bank Recovery and Resolution Directive). В настоящее время Казахстан использует механизм добровольной рекапитализации за счет конвертации средств кредиторов в капитал (bail-in), что требует поддержки более чем 75% кредиторов, отмечают в S&P. А поскольку депозиты организаций, связанных с государством, составляют около четверти совокупного объема депозитов казахстанского банковского сектора, стоимость добровольной реструктуризации для налогоплательщиков может быть значительной.

По оценкам рейтингового агентства, депозиты физических и юридических лиц в банках, которые соответствуют критериям участия в программе, составляли около 7,2 трлн тенге по состоянию на 1 сентября 2017 года, что примерно в 10 раз превышает объем запланированной государственной поддержки. Вместе с тем в небольших банках, принадлежащих казахстанским собственникам, которые не могут принять участие в программе, поскольку объем их капитала меньше 45 млрд тенге, хранится всего 0,7 трлн тенге депозитов клиентов. Это свидетельствует о том, что проблемы у таких банков не окажет значительного влияния на доверие вкладчиков и стабильность банковской системы страны, считают аналитики S&P. Ожидается, что иностранные банки предоставят поддержку дочерним казахстанским банкам самостоятельно.

Также в рейтинговом агентстве отмечают риск того, что казахстанские акционеры не смогут обеспечить вливания капитала в запланированном объеме или в сроки, согласованные с регулирующим органом, поскольку их финансовое положение может измениться. Согласно условиям программы, акционеры банка должны в течение трех лет предоставить капитал в размере не менее половины объема государственной поддержки. Вместе с тем акционеры могут использовать механизм удержания прибыли вместо того, чтобы предоставлять вливания капитала в денежной форме. Это может подтолкнуть банки к выбору стратегии развития с повышенными рисками, нацеленной на получение высокой прибыли в краткосрочной перспективе. Таким образом, в конечном счете эффективность программы будет зависеть от точного признания банками проблемных кредитов и готовности акционеров оказывать банкам поддержку. В противном случае большинство банков в казахстанской банковской системе окажутся слабыми и непрозрачными, утверждают в S&P.

В то же время пока неясно, достигнет ли программа своих основных целей - «расчистки» банков от проблемных кредитов и стимулирования роста кредитования, полагают в аналитики рейтингового агентства. Как показывает опыт, предоставление государственных средств не снижает склонность банков к принятию рисков. Например, в 2009 году банковский сектор Казахстана уже получил государственную поддержку в размере около 2,3 млрд долларов США (на тот год это объем примерно 2% валового внутреннего продукта (ВВП)) для «расчистки» балансов крупнейших банков. После этого многие казахстанские банки продолжили придерживаться стратегии быстрого роста, причем темпы роста активов некоторых банков средней величины превышали 30% в год, что, на взгляд S&P, связано с чрезвычайно высокими рисками. Объем запланированной в настоящее время поддержки еще больше - до 3 трлн тенге (8 млрд долларов США, или около 5,5% ВВП), что может побудить казахстанские банки к принятию еще бóльших рисков, считают аналитики рейтингового агентства.

Сейчас читают