Как рождаются театральные образы, рассказала художник по костюмам из СКО
Закулисье - святая святых театра, тайна, скрытая от зрителей. Лабиринты коридоров, реквизит, гримерки, цеха, актеры без грима, обсуждающие совершенно бытовые вопросы - такой незнакомый и непривычный областной русский драматический театр им. Н.Погодина.
В костюмерно-пошивочном цехе работа кипит. Художник по костюмам Светлана Таныгина здесь же вместе со швеями обсуждает детали будущих костюмов.
В профессии Светлана Таныгина - 28 лет. Как должен выглядеть актер на сцене, она знает сразу после прочтения пьесы. Говорит, что образ героя или героини рождается в голове. А потом Светлана рисует эскиз. Образ продуман до мельчайших деталей. Учитывается абсолютно все: от кроя костюма до цвета и ткани. И даже время года, когда происходит действие.
Сейчас в театре готовятся к премьере спектакля «Жених поневоле» по пьесе Александра Галина «Ретро». Главная героиня Людмила - администратор, представительная дама. Для нее Светлана подобрала броский, узнаваемый образ. Краски у костюмов героини яркие. У стареющей балерины - роль элиты общества. Соответственно, в ее гардеробе преобладают рюшечки, кружева.
«Подбираем костюм и индивидуально для актрисы. Бывает, что играют два актерских состава. Одна актриса может быть худенькой, другая - полненькой. Иногда отличается цветовая гамма и фасон. За счет костюма, аксессуаров, грима, прически создаем образы. Все их разрабатываем одновременно», - рассказывает С. Таныгина.
По ее словам, в современных костюмах нет ничего сложного. Чего не скажешь об исторических. Тем не менее, с ними работать художнику по костюмам гораздо интереснее.
«Есть огромное поле для фантазии. Можно добавить сказочные элементы, выбрать какой-то необычный материал. Например, для спектакля «Кошкин дом» мы делали костюмы из обычной рогожки. Для спектакля «Карагоз» - из войлока в технике валяния. Иногда в ход идет и бельевая веревка, и портьерные ткани», - говорит С.Таныгина.
Имея почти тридцатилетний опыт работы, она точно знает, какие нужны детали, ткани, аксессуары, парики, обувь. В историческом костюме учитывается каждая мелочь, даже расстояние между пуговицами.
«Исторические костюмы шить сложнее. Их создают только по лекалам. Определенный крой должен быть у воротника, рукава. Там очень много отделки, кружев, бантиков, воланов, фестонов. На один манжет иногда приходится по десятке пуговиц пришивать. В историческом костюме, например, 19 века, пуговицы у блузки надо пришивать на расстоянии 1 см. Тогда как на современном их может уйти всего 7 штук», - рассказывает С. Таныгина.
Кружево для исторических костюмов должно быть кремового оттенка. Найти его в готовом виде практически невозможно. Мастерицы ткань искусственно состаривают с помощью специального окрашивания. Какие-то вещи находят на складе и придают им старину.
Процесс изготовления костюма кропотлив и порой непредсказуем. Заведующий костюмерно-пошивочным цехом Марина Ященко говорит, что иногда швеи вносят свои детали в эскиз, но обязательно советуются с художником по костюмам. Бывает, что в процессе работы детали костюма меняются. Учитывают и мнение актрисы, которой предстоит выйти в нем на сцену. Еще одна немаловажная деталь - костюм должен быстро и легко сниматься.
«Все костюмы от кутюр - то есть, от руки. Иногда берем ткань, на манекене начинаем ее собирать, прикладывать. Получается костюм, теперь уже задача мастериц - сшить его таким образом, чтобы актрисе было удобно надевать. Театральные костюмы - совершенно не то, что мы носим в повседневной жизни. Даже от киношных отличаются. У нас зачастую это костюмы-трансформеры. Мы можем из одного костюма сделать два, просто вывернув его», - делится С. Таныгина.
Бывает, что для одного спектакля шьют и 15, и 20 костюмов. Готовят их не менее одного месяца.
«На сцене цельный образ - это и костюм, и обувь, и аксессуары, и парик. Большую роль играет свет и декорации. Работа художника как раз заключается в том, чтобы продумать каждую деталь, чтобы из зала это смотрелось органично и красиво», - подчеркнула С. Таныгина.