Как предприниматель может разрушить свой бизнес – мнение психолога

Бизнес, работа, психология, занятость
Фото: budni.robota.ua

Парадоксально, но разрушить годами создаваемый бизнес, сломать дело своей жизни неосознанно может сам владелец. Психолог Дмитрий Агапов говорит, что связано это с личностью предпринимателя. Подробнее – в материале корреспондента агентства Kazinform.

- Действительно ли предприниматель может своими руками погубить налаженный, стабильно приносящий доходы бизнес? 

- К сожалению, да. Главное, вовремя остановиться. Приведу пример такой разрушительной деятельности. Предприниматель может попасть под влияние людей, чьи идеи могут разрушить его бизнес. К примеру, на очередных обучающих курсах – современные предприниматели много учатся – ему могут внушить, что оружие победы – описание всех процессов бизнеса. Если предприниматель воспринимает эту мысль некритично, он заставит сотрудников всех уровней регламентировать деятельность, но при этом бизнес строится на другой работающей модели. В этом случае регламентация может убить ее, поскольку возникнет конфликт между взятыми со стороны процессами и сложившейся практикой работы, между новой системой и сотрудниками. Конфликт этот называется сопротивление к изменениям. При внедрении новой системы люди не принимают ее. Им непривычно, они не хотят выходить из зоны комфорта. Соответственно, они будут либо саботировать, либо увольняться. Когда предприниматель говорит, что у него нет системы работы, он заблуждается. Если бизнес работает и приносит прибыль, значит, она есть, но она неосознанная.

- Неужели предприниматель не понимает, что таким образом он разрушает бизнес? Ведь невозможно не видеть этого.

- Как правило, такие бизнесмены не имеют обратной связи со своими сотрудниками, а она весьма важна. Если руководитель ее не получает, он отрывается от реальности и не знает, как выполняются задачи и воспринимаются его действия. Если он будет работать по принципу «приказ отдан - выполняйте», он будет получать только позитивную обратную связь. Часто такому руководителю боятся сказать правду, потому что он не слышит, не умеет разговаривать, не интересуется проблемой при исполнении поставленных им задач.

Людям необходимо помочь осознать необходимость изменений, а не насаживать их. Тот же регламент должен родиться изнутри коллектива, в соответствии с их потребностями. Когда люди понимают, что им будет удобнее и лучше, они будут поддерживать идею. Без обратной связи руководитель остается как будто вне системы, пытается ее продавить. Но суть в том, что он один, а система – это множество сотрудников. В организационной психологии есть такой термин «коллектив-людоед». Например, назначают одного руководителя отдела – начинаются жалобы, увольнения, начальника меняют, но и его коллектив «съедает». Это особенность функционирования системы.

- Как бороться с таким «кровожадным» коллективом?

- Проблема решается заменой неформальных лидеров, иначе борьба будет бесконечной. Вместе с ними уйдет еще часть коллектива. Важно понимать, что любые изменения в бизнесе приводят к текучке кадров. К этому нужно быть готовым. Представьте, что вы плывете на лодке, рулевой, делаете резкий поворот, и часть команды выбрасывает за борт. Так и в бизнесе. Важно помнить о своих целях, иначе предприниматель будет работать на цели сотрудников. Задача владельца бизнеса – четко понимать, куда он идет, и влиять на своих сотрудников, чтобы добиться поставленной цели. Иначе лодка уйдет в свободное плавание и не пристанет ни к одному берегу.

- Мы возвращаемся к тому, что придется продавливать свои идеи, оправдан авторитарный стиль, иначе желаемого эффекта не достичь.

- Нет, это стереотип. Методы должны быть самыми разными: и демократические процедуры, и цивилизованное убеждение, и разнообразная мотивация, и да – в некоторых случаях продавливание, но не обязательно авторитарное. Я предпочитаю слово «влияние».

- Дружеские, близкие отношения влияют на развитие бизнеса? Есть полярные мнения на этот счет. Что говорит психология?

- Запрет на работу родственников в крупной корпорации или на руководящих должностях в госорганах вводится не просто так. Да, дружба между коллективом и руководителями возможна, но чревата большими рисками. Возникают так называемые двойные отношения: деловые и дружеские одновременно. Если не уметь их различать, то возникнут серьезные проблемы. Один будет обращаться по-деловому, второй будет обижаться, либо руководитель попросит по-дружески выполнить какую-то работу, а в ответ услышит: это не мои функциональные обязанности. Мало людей знаю, которые умеют четко различать рабочие и личные отношения.

- Модные сейчас корпоративы в этом отношении - зло?

- Их можно проводить, но когда сохраняется горизонтальный уровень. Руководители и топ-менеджеры отдельно, среднее звено – отдельно. Руководитель может присутствовать на корпоративе только на официальной части, после – его там не должно быть.

- С точки зрения психологии, каков образ идеального руководителя?

- Психологически устойчивый тип. Такой руководитель поработал с психологом над своим прошлым. У каждого из нас точно есть 5-10 жизненных ситуаций, которые влияют на нас в настоящем. Как общался человек в семье, так он будет общаться и в коллективе. Второе – руководитель, который не сливается с коллективом, но и не является эмоциональным сухарем, который находится в отрыве от людей и живой практики. Он гибок, четко знает свои цели, со взрослой позиции реагирует на критику, ошибки, сложности, воспринимает обратную связь, несет ответственность за свои решения, умеет конфронтировать с сотрудниками, партнерами – умеет выдерживать сложный, неприятный разговор.

Сейчас читают