Как автомобилисту выжить в Алматы

None
None
  АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Одной из  самых обсуждаемых тем среди алматинцев сегодня является парковка. Как известно, в городе активно ведется борьба с водителями, оставляющими свои машины в неположенных местах. В связи с чем, резко повысилась статистика штрафов.

За месяц в городе выявлено около 40 тысяч правонарушений, из них более 18 тысяч по правилам дорожного движения. И более 4 тысяч за неправильную парковку. Такие данные привел начальник Местной полицейской службы ДВД города Алматы подполковник полиции Жасулан Байкенов, отметив, что локальные рейдовые мероприятия будут продолжены и впредь. 
null

А на минувших выходных только на Шевченко и Кунаева полицейские оштрафовали 85 водителей  почти на миллион тенге за неправильную парковку,  а именно - на велодорожках.

«У ДВД Алматы уже образовался пул активистов, которым небезразлична судьба нашего города и порядок на ее дорогах. Ежедневно по коммуникационным каналам мы получаем десятки важных сигналов о нарушениях ПДД и принимаем меры в соответствии с административным законодательством. Важно понимать, что это проблема мегаполиса, и мы должны  решить ее общими усилиями, так сказать, сообща. Уверена, это несложно сделать. Тем более, что каждый из нас ежедневно становится очевидцем ряда нарушений ПДД. Особая благодарность этим гражданам», - отметила официальный представитель ДВД города Алматы подполковник полиции Салтанат Азирбек. 
null

Впрочем, власти Алматы предлагают водителям альтернативу - платную парковку, где условия на данный момент довольно лояльные. Стоянка первые 15 минут - бесплатная, далее за наличный расчет через паркомат можно оплатить минимум полчаса стоянки, это 50 тенге. Согласно утвержденному тарифу, стоимость парковки составляет 100 тенге в час.

«Заплатив в наличном порядке в паркомат, например за час, и уехав через 30 минут, вы не получите сдачу. Деньги оплачиваются по предоплате, сумма за выезд раньше времени не возвращается. Через мобильное приложение «Парковки Алматы» можно произвести поминутную оплату за стоянку, а парковка в платных парковочных зонах после 19.00 и до 8.00 - бесплатная. То есть, вы можете смело парковать свой автомобиль в указанный период времени и не бояться никаких штрафов. Для тех, кто работает в платных парковочных зонах и ежедневно пользуется автомобилем, предусмотрены месячные абонементы стоимостью 6 000 тенге в месяц. При оформлении месячного абонемента не забудьте самостоятельно активировать данную услугу на сайте aparking.kz. Следует отметить, что абонемент начинает действовать на следующий день после активации»,- сообщили в «Алматы СпецТех Паркинг», отвечающей за работу платных парковок в Алматы.

Если вы не заплатили за парковку, то вам грозит штраф в размере 3 МРП за уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки. Повторное нарушение в течение года - 5 МРП.
null

В акимате объясняют ужесточение требований к парковке новым современным подходом к городскому планированию, который реализуется еще с 2013-2014 годов. Главная цель преобразований- стимулировать алматинцев и гостей города на пользование альтернативными видами передвижений - общественным транспортом и велосипедом, чтобы разгрузить городские улицы и предотвратить образование многочасовых автомобильных пробок.

Помощь  в подготовке проекта преобразований городским властям оказывал ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы».

«Транспортный вопрос - очень серьезный, мы парковочную стратегию делали в 2013 году, передали ее в акимат, предложив варианты внедрения через реорганизацию и усиление муниципальной кампании. Но транспортная ситуация в городе с каждым днем ухудшалась,  город в час пик стоял, и необходимость более рационально, для движения, а не для парковки,  использовать проезжую  часть наших улиц стала жизненно необходимой. Я считаю, что курс на постепенное вытеснение машин, сокращение количества поездок на машине, который принял город, является единственно возможным для решения транспортных проблем мегаполиса»,- говорит Елена Ерзакович.
null

Расчеты специалистов ПРООН-ГЭФ показали, что город не в состоянии предоставить парковочное место каждому автомобилисту. Тем более бесплатно. Учитывая мировой опыт, специалисты как раз и предложили внедрение платных парковок для стимулирования людей к отказу от практики, при которой люди приезжают на автомобиле на работу и на целый день занимают парковочное место.

«В Алматы разные потребители парковочных мест. И к каждому необходим особенный подход. Те, кто приезжает на работу из пригорода, должны иметь возможность приехать на машине до транспортно-пересадочного терминала на окраине города или возле вокзалов, оставить машину и поехать дальше на общественном транспорте. Тем, кто передвигаются внутри в города, придется перестроиться. Когда места в городе мало, это могут быть многоуровневые паркинги, а не плоскостные парковки. Но это требует инвестиций, привлечение которых возможно, если внедрена система платных парковок, чтобы у водителя не было соблазна поставить машину на улице бесплатно. Нам нужно рациональнее использовать то пространство, которое у нас есть, например, проработать с бизнесом меры, когда в ночное время машины можно было бы парковать на пустующих паркингах торговых центров. Постепенное сокращение количества парковочных мест, особенно на улицах с плотным трафиком общественного транспорта, регулирование тарифов за парковку- в мире используется несколько инструментов, как определять цену, чтобы всегда было возможно припарковать машину, если вы приехали ненадолго по делам, на час, - все это постепенно будет применяться и в Алматы»,- говорит Елена Ерзакович.
null

Со строительством многоуровневых паркингов в городе не все так просто. Городские власти пока не приняли решение об их массовом возведении.

«Паркинги - проблема для города. У нас большое перенасыщение центра города. Пока варианты и пути решения еще не определены, но рассматривается несколько проектов, в том числе и высотных паркингов, которые разрабатываются у нас на примере Сингапура. Есть варианты применения подземных паркингов, но пока окончательное решение не принято», - сказал аким Медеуского района Алматы Алмас Мадиев, отвечая на вопрос из зала во время инвестиционного форума Медеуского района «Medeu Invest».

Ограниченные в парковке на улице автомобилисты массово атаковали дворы, где парковка все еще бесплатная. И эксперты пока не решаются посоветовать что-то кардинальное.

«Сейчас это большая проблема и моментально ее не решить. Жители обороняются шлагбаумами, акимат должен принимать административные решения и рассматривать варианты парковок совместного использования. Самое главное, чтобы транспортная и градостроительная политика постоянно шли рука об руку», - говорит Елена Ерзакович.
null

Городские власти, в целом, осознают это и стараются учитывать все сложные моменты.

«Мы идем к тому, что центр города будет очищаться от приезжего автотранспорта. Возможны различные варианты, в том числе и установка платных парковок, довольно дорогостоящих, которые будут позволять очищать центр города от наполнения автотранспортом. Больше внимания будет уделяться общественному автотранспорту, эта концепция ставится во главу угла»,- сказал аким Медеуского района Алмас Мадиев.

В новом Генплане, проект которого сейчас утверждают в правительственных коридорах, лишних мест для автомобилей не предусмотрено.

«Начатые в городе работы по реконструкции центральной части отражают дух будущих изменений. Главным изменением станет улучшение комфорта, экологичности, предполагается развитие новых видов транспорта - метро, ЛРТ, БРТ. То есть, все значимые объекты будут в пешей доступности от этих скоростных линий общественного транспорта, и добраться до них даже из пригорода будет легко и быстро. Долгое время город развивался по социалистической парадигме. Мы расширяли улицы, делали все для удобства автомашин. Считаю, что проводимая сейчас масштабная работа имеет системный характер. Лучше ведь один раз пережить системные изменения за год и пользоваться тем, что получится в результате преобразований, чем латать по кусочкам. Мы согласно принятым документам, в частности, «Программе развития Алматы-2020», переходим к новой модели, городу, удобному для людей, а не машин», - рассказывал разработчик проекта Генплана Алматы до 2030 года Алтай Сатыбалдин.

Пешеходы и горожане, не имеющие автомобиль, постепенно ощущают положительные изменения- благодаря внедрению специальных выделенных полос для общественного транспорта по улицам Абая, Толе би, Райымбека, Желтоксан и Наурызбай батыра  проехать по ним на автобусе и троллейбусе стало быстрее, чем на автомобиле или такси, которые вынуждены стоять в пробках на двух оставшихся полосах. Да и единственная ветка метро позволяет добраться до центра города быстро и с комфортом- все значимые объекты расположены не так далеко от станций подземки. И горожане все чаще пользуются общественным транспортом. По данным «Транспортного холдинга Алматы»  общее количество транзакций с 1 августа по 12 сентября составило 28,2 млн., увеличившись в сравнении с показателями июля (11,8 млн.) на 139%. Только за 12 дней сентября выручка автопарков составила 543 млн. тенге, а количество транзакций по карте «Онай» - около 9 млн.
null 

На такую положительную статистику частично влияет внедрение дифференцированного тарифа, который как раз направлен на развитие сети общественного транспорта в Алматы. 

«Последние данные наглядно продемонстрировали актуальность введения дифференцированного тарифа. Мы увидели реальную картину оборотов автопарков и объема пассажиропотока, которую мы можем передать в администрацию города для принятия соответствующих решений по развитию системы общественного транспорта Алматы»,- отметил директор ТОО «Транспортный холдинг Алматы» Садир Хамраев.

И, тем не менее, уровень сервиса в общественном транспорте не всегда устраивает горожан. И алматинские журналисты вынуждены периодически сообщать либо о случаях нарушения водителями автобусов ПДД, либо их неподобающем поведении. Руководство автопарков применяют к нарушителям самые серьезные меры, но за один день полностью искоренить проблему не получится при всем желании. 

Аким Алматы Бауыржан Байбек с первых дней своего руководства городом говорил, что единственно верным решением проблемы нехватки парковок и образования пробок является развитие мегаполиса по принципу полицентричности. По его мнению, чем больше точек притяжения- крупных инфраструктурных, культурных, социальных, спортивных и развлекательных объектов в разных частях города, тем реже людям нужно будет выезжать в центр города, где нет места для парковки. И работа по развитию «окраин» уже идет полным ходом. Достаточно окинуть взором Алатауский и Наурызбайский район, чтобы оценить масштаб изменений в этих относительно новых районах. К слову, в новом Генплане Алматы как раз и предусмотрено развитие не только самого мегаполиса, но и городской агломерации.

Ну а пока процесс развития новых точек притяжения горожан продолжается, людям приходится ездить в центр и ощущать трудности с парковкой.

«Я сама езжу из пригорода в город на машине. Работаю не в центре. Но когда я знаю, что мне нужно будет ехать в центр, я не еду на машине, а пользуюсь такси или общественным транспортом. Потому что знаю, что так быстрее и спокойнее, не нужно нервничать и искать место для парковки. Я понимаю, что у всех разная ситуация, не может быть универсального решения, которое подойдет всем. Для одних подойдет общественный транспорт, для других - такси, необходимо продумывать и предлагать решения, как организовать свои поездки, куда и на чем ехать заранее. В других городах все это проходили, и сейчас пришли к тому, что лучше кооперироваться, подвозить друг друга на работу, чем по одиночке стоять в пробке и потом искать парковку»,- сказала Елена Ерзакович.

В эпоху масштабных модернизаций, проводимых в стране, впору задуматься о еще одной - модернизации сознания автомобилистов, без которой понять и принять изменения, происходящие в Алматы по части транспортной инфраструктуры, будет очень непросто.

Сейчас читают