ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Увеличивать национальный потенциал за счет единой гражданственности

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК-Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.

***

В 1995-1998 годах на основе Конституции 1995 года были продолжены системные преобразования в политической, экономической, социальногуманитарной сферах, принята Стратегическая программа «Казахстан- 2030», осуществлен перенос столицы из Алматы в Акмолу, проведена конституционная реформа 1998 года. Выступления Президента в этот период были насыщены цифрами, характеризующими остроту проблем и важность первых достижений независимости, а также содержали много концептуальных обобщений, необходимых для оценки перспектив и разработки планов. 

***

В выступлении на торжественной церемонии официального представления новой Конституции Республики Казахстан в сентябре 1995 года Глава государства отметил, что общие контуры будущей государственности Казахстана четко обозначены уже в первой статье его нового Основного закона.

«Вот эти слова: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Одновременно новая Конституция позволяет нам резко укрепить и повысить эффективность государственной власти за счет четкого разграничения полномочий всех ее ветвей.

Таким образом, уходит в прошлое идея сосредоточения всей власти в руках Советов. Создана реальная возможность полностью изжить элементы советской государственной системы и перейти к современному парламентаризму.

Конституция юридически корректно и последовательно закрепляет права человека. Заметно расширен их перечень за счет права на частную собственность, права наследования, права иметь в собственности любое имущество, приобретенное законно.

Мы будем и впредь укреплять демократические основы в стране, защищая права человека, потребителя и товаропроизводителя.

Подведена также черта и под деятельностью прежнего суда и прокуратуры. Известные эксперты отмечают, что Казахстан первым из стран СНГ заложил конституционные предпосылки построения цивилизованного правосудия.

Конституция оформляет переход от неконституционной государственной власти к современной президентской форме правления. Это полностью согласуется с итогами общенационального референдума, на котором народ Казахстана высказался за продление полномочий главы государства до декабря 2000 года.

По поводу нашей новой Конституции сегодня высказываются различные оценки. И это очень хорошо. Почему это радует? Значит, сегодня демократические процессы в Казахстане волнуют не только его граждан, но и наших ближних и дальних соседей. И с уважением и большим вниманием надо относиться ко всем этим оценкам.

Однако подлинная ценность Конституции для народа и государства определяется не только ее содержанием. Не меньшее значение имеет то, как этот Основной закон будет воплощаться в реальную жизнь, в работу демократических институтов общества и государства, в повседневную практику гражданских действий. И тут уже реалистическая оценка Конституции со временем будет дана самой жизнью, практикой нашего движения вперед. Только история Казахстана, которую мы будем строить своими руками, может дать окончательную оценку новому Основному закону», - сказал Н.Назарбаев.

Это были первые годы выхода Казахстана, как суверенного государства, на арену международной политики.

О том, как должен Казахстан входить в мировое сообщество, говорил Президент на XXVIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО по случаю 50-летнего юбилея организации в ноябре 1995 года:

«Открывшиеся возможности для интеграции, многополюсного развития мира, крепнущие связи между Западом и Востоком требуют новых подходов и идей в сфере образования.

Посттоталитарные страны переживают неизбежные реформы в этой области. Это вполне понятно, поскольку новая социальная среда потребовала изменения образовательного уровня. И здесь, при изучении и внедрении апробированных и хорошо зарекомендовавших себя систем образования, не обойтись без помощи ЮНЕСКО.

В частности, для Казахстана, как и многих других стран, немалый интерес представляют так называемые интеграционные дисциплины.

Такие предметы, как сравнительная история, культура, социология должны стать важной частью новых программ. Изучение языка и литературы, этих мощных выразителей индивидуальности культур и носителей общечеловеческих ценностей, также могут найти в них достойное место. Думаю, в перспективе подобные программы способны создать новый исторический контекст для современного мира, уже не разделенного искусственными историческими и политическими барьерами.

Проблемы, с которыми сейчас сталкивается Казахстан в ходе проведения радикальных реформ, порой невозможно решить на старой образовательной базе. По сути, они стали неотъемлемой частью современных социально-политических реалий, с которыми мы раньше не сталкивались. Соответственно, растет необходимость в углубленной подготовке специалистов, как по общеевропейским, так и по азиатским, другим региональным проблемам. Думаю, что не только страны СНГ, но и все государства, стремящиеся к углублению интеграции, заинтересованы в реализации таких специализированных образовательных программ, учитывающих быстро меняющуюся ситуацию в мире. И здесь мы также вправе рассчитывать на поддержку ЮНЕСКО.

По этому поводу древний мудрец заметил: «Тот, кто думает о сегодняшнем дне страны, заботится о хлебе насущном, кто о завтрашнем - вглядывается в людские лица». И это верно: все мы должны открыто смотреть в глаза юных

людей, которым в недалеком будущем предстоит творить историю человечества».

К 1997 году Казахстан уже завершал первый, самый важный этап экономических реформ и готовился приступить к модернизации страны.

Выступая с Посланием народу Казахстана в октябре 1996 года, Глава государства отметил:

«Вступая в 1997 год, мы будем нести на себе бремя прошлого в виде нерешенных задач и допущенных ошибок, а также груз новых задач, определенных логикой дальнейшего развития.

Этот год не обещает быть легким, по крайней мере, он не будет легче предыдущих лет. Но то, что он уже не должен быть годом дальнейшего падения экономики, сегодня можно говорить с определенной уверенностью, хотя и этого надо еще добиваться напряженной работой.

Мы придаем грядущему году особое значение, поскольку именно в течение 1997 года намерены завершить основные болезненные процедуры в экономике, оздоровить ее на главных направлениях, а главное - приступить к решению задач модернизации и развития.

У казахстанцев нет другого пути кроме как, засучив рукава, взяться за работу. Каждый сам должен заботиться о себе и о своей семье и тем самым помогать стране быстрее двигаться по пути реформ. И в этом - истина. Все иные призывы исходят от людей, не заинтересованных в улучшении положения нашего государства.

Мы должны напрячь все свои силы, должны торопиться. Иначе ни быстрого экономического роста, ни социальных результатов реформ нам не добиться. Люди должны почувствовать уверенность в завтрашнем дне, ощутить предсказуемость экономических событий. Тогда их энергия и предприимчивость станут весомым подспорьем в решении задач модернизации экономики. А без этого в дальнейшем нам не обойтись.

Мир стремительно развивается и с уверенностью вступает в новое тысячелетие. Казахстану же предстоит еще наверстывать упущенное время и догонять цивилизацию. Эго невероятно трудная задача, но иного выбора у нас просто нет, если мы не хотим превратиться в третьесортную державу.

Основные предпосылки движения вперед уже созданы. Нужны инициатива и знания, воля и порядок, терпение и настойчивость, умение и ответственность, и тогда нам будут по плечу любые, самые сложные и ответственные задачи».

Через год, выступая с новым Посланием, в котором была изложена долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030», Президент уделил особое внимание вопросам казахстанской идентичности, формирования гражданского общества.

«Мир с соседями представляет задачу первостепенной важности, однако она не будет решена, если страну станут раздирать внутренние противоречия. Если различные группировки, независимо от того, что их объединяет - политическая идеология, религиозные, этнические или классовые интересы, - находятся в состоянии противодействия, это приведет к опасной ситуации, при которой народ будет отвлекаться от цели - достижения общего блага и реализации своих национальных интересов. И здесь речь идет даже не о состоянии прямой конфронтации или войны. Северная Ирландия, бывшая Югославия, Перу, Афганистан, Камбоджа и Руанда - эти и другие страны стали доказательством того, что ни одна цивилизация, ни одна культура не застрахована от фатальных последствий разобщенности.

Наша задача заключается в том, чтобы разрушить старые и предотвратить появление новых барьеров, которые создают трудности на пути к единству, независимо от того, на чем эти барьеры основываются - на привычках, привязанностях, особых интересах, предвзятом отношении, религии, возрастной общности или других факторах. Путем поощрения всевозможных форм диалога, а также усиления взаимных связей и отношений между людьми мы постепенно, шаг за шагом будем углублять нашу национальную солидарность и увеличивать наш национальный потенциал».

Президент отметил, что для выполнения этого приоритета нужно гарантировать развитие единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан Казахстана.

Обращаясь к соотечественникам, Глава государства отметил, что перед общество стоит вопрос: «Кто же мы такие - казахстанцы?».

«Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации.

Коммунистический режим более чем за 70 лет так и не сформировал единый советский народ.

Многие постколониальные многонациональные страны даже по прошествии нескольких десятков лет так и не завершили этот процесс. Пройдет несколько десятилетий, прежде чем и у нас сформируется и окрепнет это чувство.

Но уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Эго наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать. Каждый из нас един в понимании долга перед своими родителями и в стремлении сделать жизнь наших детей лучше. Сегодня - это реальная платформа для единства и консолидации во имя этих конкретных целей».

В тот период был заложен фундамент для последующего динамичного развития, выведшего Казахстан на позиции регионального лидера и государства, стремящегося войти в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. И сегодня мы понимаем, что самым важным в те трудные годы было именно сохранение единства, поддержание стабильности в стране и конструктивного, созидательного настроя в обществе. Именно эти ценности всегда ставил и ставит во главу угла Первый Президент-Лидер нации Нурсултан Назарбаев.

Сейчас читают